Костюмы Итальянского раннего Возрождения 1420-1490 гг.

КОСТЮМЫ ИТАЛЬЯНСКОГО РАННЕГОВОЗРОЖДЕНИЯ 1420-1490 гг. Костюм является не только средствомзащиты от непогоды, но и знаком, символом, выражающим сложные понятия социальной жизни. Одежда указывала нанациональную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение ивозраст, и с течением времени число сообщений, которые можно было донести до окружающихцветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствиемнекоторых деталей и украшений, увеличивалось.Костюм мог рассказать, достиглали женщина, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть, ужезамужем, и есть ли у нее дети. Но расшифровать без усилий все эти знаки моглишь тот, кто принадлежал к тому же сообществу людей, так как усваивались они впроцессе каждодневного общения.

В каждую историческую эпоху каждый народвырабатывал свою систему символов, которые с течением веков эволюционировалипод влиянием культурных контактов, совершенствования технологии и расширенияторговых связей.По сравнению с другими видами искусства костюм широко и почтимгновенно реагирует на события в жизни народа, на смену эстетических иидеологических течений в духовной сфере.

Для того, чтобы обрели плоть замыслыскульптора, архитектора, художника, писателя, должен пройти иногда длительныйсрок. Костюм же изменяется моментально, и в этих изменениях раскрываетсяглубинная сущность народной жизни.Италия сумела, вопреки воздействию различных направлений моды, сохранитьсвой собственный вкус и в покрое одежды, и в сочетаниях красок.

Этому особомустатусу итальянской одежды долгое время благоприятствовало существование натерритории Италии многочисленных замкнутых городов-государств в их стенахвырабатывались определенные типы покроя и отделки, по которым современникимогли сразу же узнать ломбардскую, венецианскую, тосканскую или умбрийскуюработу. С усовершенствованием техники ткачества возросло потребление дорогихтканей.С XV века местные мануфактуры, особенно в Лукке, Венеции, Генуе, Флоренции иМилане, начинают в изобилии вырабатывать парчу, узорчатый шелк, разрисованныйцветами бархат, атлас и другие великолепные, богатые красками ткани.

После 1450г. появляется тканый узор в виде цветов граната, который в разных вариациях становится наиболее излюбленным. При всем многообразии узоров и красок итальянцы умели придавать своейодежде простую и гармоничную форму и носить ее с естественной грацией. Вособенности это относится к женской одежде того времени.Все броское ивызывающее итальянки отвергали.

Основным головным убором была sella седло с двумя верхушками разновидностьфранцузско-бургундского двурогого чепца из золотой парчи или иной дорогойткани, украшенная жемчугом или драгоценными камнями, с ниспадающим покрывалом. Но нередко все головное украшение составляли только изящно уложенные косы илилоконы, переплетенные тонкими нитями жемчуга, похожие на филигрань сетки-чепцыи повязки или маленькие овальные шапочки на затылке berretta ,перевитые лентами.Любимым украшением была также гирлянда широкий венок изцветов.

Особенно сильное впечатление тонко гармонирующее, однако, с нежными истрогими очертаниями целого производил высокий, совершенно открытый лоб,искусственно увеличенный за счет удаления части волос спереди, а также бровей.Поверх простого нижнего платья с длиннымирукавами надевалась более элегантная cioppa высоко подпоясанная, светлая, украшенная богатым узоромверхняя одежда с длинным шлейфом и свисающими с плеч декоративными рукавами.

В мужской одежде заимствований несколько больше. В наибольшей мереподверглась чужеземному, то есть бургуднско-французскому, влиянию Северная Италия,особенно Ломбардия и Венеция. Молодые люди в первую очередь отдавалипредпочтение короткой, тесно прилегающей одежде ярких расцветок. Однако востальной Италии все еще остается влиятельной античная традиция, особенно еслиречь идет о форме и покрое одежды и о манере ее носить.Так, например, в XV в. члены магистратов и сановникибольшей частью носили длинную верхнюю одежду со складками, с очень широкимирукавами нередко встречался также солидный просторный плащ. Наибольшеераспространение получили длинный, до пят, открытый спереди подпоясанный кафтанс коротким стоячим воротником и узкими рукавами, а также более короткие кафтанысо сборчатыми полами.

В качестве нижней одежды служила плотно прилегающая короткая куртка. Кполам которой прикреплялись паголенки.Поверх этой куртки наиболее охотноносили верхнюю одежду с короткими или более длинными собранными в складкиполами с поясом или без него, часто с меховой оторочкой.