Рубенс и фламандская живопись 17-го века

Рубенс и фламандская живопись. Если любого бельгийского школьника спросить, кто самый великий его соотечественник, он без колебаний ответит Рубенс . Этот художник жил три столетия тому назад во Фландрии, ныне входящей в состав Бельгии.В годы Нидерландской буржуазной революции конца 16-го века фламандскому народу, несмотря на героические усилия, не удалось освободиться от владычества монархической Испании.Но подъем, вызванный революционной борьбой, определил высокий расцвет фламандской культуры 17-го века. Наиболее яркими были достижения блестящих живописцев Фландрии Рубенса и его сподвижников и учеников Ван-Дейка, Снейдерса, Иорданса, Броувера и Тенирса.

Особенности фламандской живописи 17-го века отчетливее всего выступают при сравнении ее с произведениями голландских художников этого периода. Общей чертой обеих художественных школ была любовь к жизни, к ее земным радостям.Но в то время как голландские художники изображали быт, повседневную будничную действительность, фламандские живописцы, часто связанные заказами католической церкви и знатных дворян, обращались к религиозным и мифологическим темам.

В Голландии был развит тип скромного, точногодокументального портрета, а во Фландрии большее распространение получил парадный портрет. Голландские натюрморты просты по композиции и включают, как правило, немногочисленные предметы, а фламандский художник каждый натюрморт стремился превратить в гимн богатству и изобилию даров природы.Фламандскому искусству было свойственно стремление создавать героические образы, большие многофигурные сцены, разнообразные по содержанию и характеру.В творчестве Питера Пауля Рубенса 1577 1640 все эти особенности фламандской живописи проявились особенно ярко. Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии, где быстро завоевал известность.

Вернувшись в 1608 году на родину, он стал придворным живописцем испанского наместника во Фландрии.Перегруженный заказами по украшению различных дворцов и церквей, он начинает работать с большой группой помощников- учеников.Рубенс был одним из самых образованных людей своей эпохи. Он глубоко знал и любил античную литературу и искусство, свободно владел несколькими современными и древними языками.

Правители Фландрии, зная его выдающийся ум и блестящий дар слова, не раз давали ему дипломатические поручения. Но главным для Рубенса всегда было искусство. Известен такой любопытный рассказ современника.Однажды в Лондоне один придворный увидел, что посол Фландрии Рубенс стоит за мольбертом с кистью в руке, и удивленно спросил Господин посол развлекается живописью? На это Рубенс ответил Напротив, это скорее художник иногда развлекается иногда ролью посла .Рубенс много и увлеченно работал над большими, монументальными произведениями.

Таков выполненный им в 1611 году для Антверпенского собора алтарный образ Воздвижение креста . На огромной картине изображен распятый Христос. Это сильный, мужественный человек, побежденный своими противниками.Мускулистые фигуры палачей, их энергичные движения придают всей сцене характер напряженной борьбы.

Не евангельское повествование, а могучее дыхание жизни захватывает зрителя при взгляде на эту картину.В многочисленных изображениях охоты на хищников львов, тигров, кабанов Рубенс передает величайшее напряжение сил людей и животных.Так же сильно, как и человека, любил Рубенс природу. Он писал величественные пейзажи с горными далями, вздымающиеся скалы, стремительно несущиеся облака.Борьба сил природы, грандиозность мироздания остро ощущались художником.Много у Рубенса и исторических картин.

Его знаменитая серия Жизнь Марии Медичи состоит из 21 большого декоративного полотна. Здесь он вводит аллегорические образы и мифологические персонажи и в то же время изображает рядом с ними реальные исторические лица. Так, в картине Коронация Марии Медичи с большой достоверностью воссоздана торжественная церемония.Лица изображены с портретной точностью, костюмы исторически верны. Художник показал даже особенности архитектуры готического собора Сан-Дени, где происходила коронация.

Но чтобы подчеркнуть особую важность момента, он ввел в картину аллегорические фигуры гениев славы, парящих в воздухе.Писал Рубенс и портреты. Очень интересен Портрет камеристки , с тонкой одухотворенностью передающий облик скромной девушки - придворной инфанты Изабеллы.В сотнях рубенсовских картин, в его жизнерадостных и ярких красках прославляется красота и сила человека, бесконечное многообразие и величие природы.

Накладывая тонкие слои полу прозрачных красок, просвечивающих одна из-под другой, Рубенс достигал удивительной свежести и убедительности в изображении человеческого тела, шелковистых прядей волос, драгоценных тканей.Самой характерной чертой творчества Рубенса, перед которым большей частью стояла задача не изображения обыденной действительности, а создания больших нарядных произведений, является то, что он всегда вносил в них живой трепет жизни.На картинах великого мастера учились и продолжают учиться многие поколения художников.

Особенно велико было его влияние на современных ему фламандских живописцев.Один из них - Антонис Ван-Дейк 1599-1641 создавал очень близкие к манере Рубенса религиозные и мифологические композиции. Но особенно прославился он своими портретами. Ван-Дейк писал зажиточных антверпенских бюргеров с их женами и детьми, художников, врачей, дипломатов, знатных вельмож и членов английской королевской семьи.Художник умело подчеркивал характерные черты каждого человека, стремился средствами живописи раскрыть его внутренний мир. Он искал наиболее выразительные позы и жесты рук, подбирал соответствующий фон и предметы обстановки.

Даже официальные парадные портреты, написанные им по заказам вельмож, до сих пор поражают жизненностью своих характеристик.Близким другом и помощником Рубенса был Франс Снейдерс 1579-1657 - крупнейший мастер фламандского натюрморта.Фрукты и животных в произведениях Рубенса нередко писал Снейдерс.

Картины Снейдерса прославляют богатство и многообразие природы, окружающей человека.Бархатистые тона персиков, матовый блеск винограда и слив, прозрачность ягод красной смородины так же удавались художнику, как серебристая чешуя рыб, лохматая шерсть собак и медведей, причудливо яркие перья птиц. После смерти Рубенса и Ван-Дейка главой фламандской школы стал Якоб Иорданс 1593-1678 . Он писал картины на самые различные темы, но наибольшей известностью пользуются его жанровые, бытовые композиции.

Такова картина Король пьет . Это сценка веселой пирушки в богатом фламандском доме. Среди разгоряченных вином, оживленных лиц выделяется старик в бутафорской короне, провозглашенный на этот вечер королем . Чувствуется, что художник сам захвачен весельем пирующих.Его герои шумны и грубоваты, но подкупают своей искренностью и непринужденностью.Если Иорданс писал главным образом портреты богатых горожан, то другой жанровый живописец - Адриан Броувер 1606-1638 , учившийся в Голландии, посвятил свое творчество жизни крестьян и городской бедноты.

Он любил изображать несложные операции деревенского лекаря, сцены в кабачке, скромные пейзажи родины. Броувер зорко подмечал характерные позы и движения людей, живую мимику лиц. Его живопись убеждала зрителя, что мир обыденной жизни достоин быть объектом искусства.Ученик Броувера Давид Тенирс 1610-1690 отступил от заветов своего учителя.Его интересовала больше праздничная сторона жизни. Нарядно одетые тенирсовские крестьяне, показанные в момоент отдыха и веселья, далеки от правдиво изображенных героев Броувера.

Характерное для художника стремление к занимательности сказалось и в такой его забавной по сюжету картине, как Обезьяны в кухне . Впросторной кухне вместо людей расположились любящие подражать им обезьяны они приготовляют пищу, едят, пьют вино, играют в карты.Разнообразное по тематике и значительное по мастерству искусство Тенирса завершило блестящий фламандской живописи 17-го века. Реферат по культурологииУченика 11 ю класса 42-ой школыГаззаева Дмитрия Рубенс и фламандская живопись 17-го века . Петропавловск-Камчатский.10. 12. 2001.