Цирковое искусство в Китае

Цирковое искусство в Китае История цирковогоискусстваКитайские акробаты вышли из простого народа, их творчество было тесно связано струдовой деятельностью, войнами и религией. Во многих акробатическихпредставлениях традиционно используется оружие и орудия труда - трезубцы, ножи,обручи, мечи, а также предметы домашнего обихода -стулья, столы, кувшины,тарелки, чаши. Все эти предметы использовались в качестве опоры вакробатических представлениях и как приспособления для тренировок.Такие видыакробатических представлений, как подбрасывание волана, игра с диаболо,балансирование на бамбуковом шесте, развились из игры и спорта.Бросание бумеранга - один из видов современной акробатики - своими корнямиуходит в период неолита.

В те времена бумеранг применялся на охоте. Человекбросал бумеранг, который в случае промаха возвращался назад и мог бытьиспользован снова.Бумеранг и сейчас находит применение во время охотынекоторых африканских, австралийских племен и в Индии. В ходе представленийакробаты используют от трех до пяти и даже семи бумерангов одновременно, бросаяих по очереди и ловя в определенной последовательности.

Акробат может принятьвозвращающийся бумеранг любой частью тела.Древние использовали также и другие виды орудий и оружия в качествеакробатических аксессуаров летающие трезубцы, крутящиеся чаши, наполненныеводой, и т.д. В период Весны и Осени 770-476 до н.э. акробатика стала самостоятельным видомзрелищного искусства.В главе Шо Фу книги Лецзы ,которая была написана в эпоху Сражающихся царств, имеются отрывки с описаниямиакробатов, выступающих перед древней аудиторией.

В книге Речи царств ,написанной в период Весны и Осени, упоминаются лилипуты, которые впредставлениях для императорской фамилии взбирались по вертикальному шесту.Искусство звукоподражания впервые упоминается в Историческихзаписках 2 в. до н.э В них говорится, что около 300 г. до н.э. феодалМэн Чан из царства Ци был захвачен царством Цин в плен вместе со своей свитой.Подражая крику петуха, они ввели в заблуждение вражеских воинов и заставили ихоткрыть городские ворота.

В результате Мэн Чану удалось спастись.Во время династии Тан 618-907 акробатическое искусство стало более сложным,представления уже проходили в императорских дворцах. Танские фрески в пещерахДуньхуан изображают акробатов, певцов, танцоров и наездников.Во главепроцессии - человек, несущий шест, на котором четыре акробата демонстрируютразличные трюки лазание по шесту, стойка на голове одного из участников и т.д.С упадком танской династии многие актеры покинули императорский двор и началивыступать перед народом. В период династии Сун 960-1279 в акробатические представлениядля привлечения публики во время выступлений на базарах был привнесен элементразвлекательности.

В то время была очень популярна спортивная борьба, средизнаменитых борцов были не только мужчины, но и женщины. Во времена правлениядинастий Мин и Тан 1368-1911 характер акробатических представлений началменяться.Акробаты ханьской национальности заимствовали новые приемы уакробатов других национальностей, обогащая тем самым свой опыт особое вниманиестало уделяться динамике исполнения и уровню сложности.

В то же времяакробатическое искусство становилось частью поэтической драмы, пекинской оперыи других видов традиционного музыкального театра. Этот уникальный стиль давалактерам возможность образно представлять батальные и другие сцены.Тем не менееобщество относилось к профессии акробата пренебрежительно.

В середине 19 в.акробаты были презираемы и подвергались жестокой эксплуатации. Многие из нихсменили профессию, став рабочими или уличными торговцами. Таким образом, многиетрадиционные трюки были безвозвратно утеряны.Чтобы добыть средства ксуществованию, некоторые актеры были вынуждены выступать с опасными трюками,потакая вкусам определенной аудиторииРазвитие цирковогоискусства в Новом КитаеПосле образования Китайской Народной Республики традиционным искусствам сталоуделяться большое внимание.

Новую жизнь получила и акробатика. Теперь артистамбыла гарантирована работа, их общественное положение значительно улучшилось.Уличные актеры были допущены в театры, а акробатика обрела статус сценическогоискусства.В 1950 г. была образована первая государственная Китайская акробатическаятруппа.Вскоре после этого аналогичные труппы стали создаваться в крупныхгородах и провинциях Шанхае, Чунчине, Гуанчжоу, Шэньяне, Ухане. К концу 1984 г.в Китае насчитывалось более 130 крупных акробатических трупп, которые включалиоколо 16 тыс. артистов и рабочих сцены.

Они возрождали традиционную акробатику,создавали новые трюки, готовили молодое поколение акробатов и обменивалисьмастерством с зарубежными коллегами. Помимо профессиональных, существуют такженепрофессиональные, или любительские, объединения, создаваемые на фабриках и всельской местности.Руководство такими объединениями осуществляется актерами,ушедшими на пенсию, и профессиональными акробатическими труппами, которыевносят свой вклад в воспитание будущих профессионалов.В своем искусстве акробаты соединили ритмы танца, гимнастические приемы с чистоакробатическими трюками.

Существенные изменения были внесены в музыкальноесопровождение и оформление сцены. К 1961 г. количество представляемых номероввозросло с нескольких десятков до двухсот.Жонглеры и фокусники изобрелимножество новых трюков. Традиционное искусство на канате превратилось в технически сложное и опасное балансирование на высоко натянутойпроволоке.

Сальто вперед 50-х гг. развилось до сальто назад, поворота в прыжкена 360 градусов и т.д. Популярный номер с пятью столами, ранее исполнявшийсяодним акробатом на 5 поставленных друг на друга столах, стал исполняться многимиакробатами на сооружении, состоящем из 7-10 перевернутых стульев. Подобногорода номера сейчас выглядят следующим образом один человек делает стойку на колонне из стульев, которая окружена группойлюдей, делающих стойки на двойных колоннах из стульев.Если ранее номер свращающимися на шестах тарелками исполнялся с 4-6 предметами, то теперьакробаты могут вращать от 12 до 14 тарелок, одновременно исполняя сальтовперед.В первые годы существования КНР насчитывалось около 30 видов звукоподражания, внастоящее время их количество возросло до ста. Сун Тай, Чжоу Чжичэн и другиемастера воспроизводят не только голоса множества птиц и насекомых, но и звукиветра, волн, шум толпы, военных учений, звучание музыкальных инструментов, звоноружия, шум идущего поезда.

Их искусство значительно расширило возможностизвукоподражания.Акробаты имеют свою профессиональную организацию - Китайскую акробатическуюассоциацию, которая была организована в 1981 г. Это добровольное объединениесодействует проведению представлений, профессиональной подготовке и творческомуобмену с другими странами.

Ассоциация издает специальную литературу поакробатике и фокусам.За последние 30 лет китайские акробатические труппы побывали более чем в 100странах мира, их наиболее выдающиеся номера были удостоены наград.

В период с1981 по 1985 г. представители Китая завоевали 13 золотых медалей, 2 приза Золотой Джокер , приз Серебряный Джокер , приз Башня Черного озера и получили звание команды мировогокласса на международном конкурсе цирковых артистов. На международныхцирковых состязаниях в Париже китайские акробаты выиграли 5 самых престижныхзолотых медалей, т.н. Президентские призы.