Рембрандт

РЕМБРАНДТХарменс ван Рейн1606 - 1669 Голландия в 17-м веке была одной из самых богатыхстран Европы. В е столицу Амстердам стекались товары со всех концов мира.Разбогатевшие голландские купцы и банкиры хотели, чтобы произведения искусстваотражали всю их жизнь. Живопись была в ту пору наиболеепопулярным и развитым видом искусства.Каждый мало-мальски состоятельный голландецсчитал картину лучшим украшением своего жилища. По словам современника, вголландских городах все дома были напичканы картинами . Несмотря на то, что одни художникиписали в основном портреты, другие - жанровые сцены, третьи - натюрморты,четвертые - пейзажи, все они стремились изображать окружающую жизньреалистически правдиво, просто, без прикрас.

Это им удалось, и многие из нихпрославились на века. Но как ни высоко было мастерствоголландских живописцев 17-го века, всехих превзош л своим великим искусствомРембрандт ван Рейн. Он велик удивительной простотой и человечностью.Средствамиживописи Рембрандт сумел, как никто до него, раскрыть внутренний мир человека,его сложные душевные переживания.

Рембрандт родился в голландскомгороде Лейдене в семье мельника. Отец хотел, чтобы он стал уч ным, но юношанаш л сво призвание в живописи. Он переехал в Амстердам, и скоро к нему приш лбольшой успех . Ему заказывали много картин и портретов. Но шумная слава никогдане привлекала Рембрандта. Он не стремился угождать богатым горожанам.И чемсерь знее и глубже становилось его искусство, тем меньше нравилось оно богатым,самодовольным заказчикам Он писал то, что наблюдал в жизни, и вс , что он изображал, становилосьнеобычайно поэтичным.

Это чудо совершала кисть великого мастера. В картинахРембрандта господствует полумрак, и мягкий золотистый свет выделяет из негофигуры. Сами краски, словно согретые внутренним теплом, мерцают , какдрагоценные камни. Изгнание торгующих из храма 1626 ДЕРЕВО, МАСЛО 43 х33 . было написано Рембрандтом в двадцатилетнем возрасте.Некоторые черты этогопроизведения говорят о неопытности начинающего мастера, хотя многое ужепредвещает его будущие шедевры.

Нетрудно заметить в картине профессиональныеогрехи ошибки в перспективе и в пропорциях. Однако уже сам выбор сюжета свидетельство независимых устремлений молодого живописца.Вопрекипривязанностям большинства голландских живописцев к бытовому жанру, онобращается к исторической картине на библейский сюжет и пишет ее с непривычнымдля малых голландцев драматическим накалом страстей.

Воссозданные наполотне крайние эмоциональные состояния страха, ужаса, гнева свидетельствораннего интереса художника к внутреннему миру чело века. Это несколькогротескное заострение душевных проявлений и было исходной точкой в творческомпути Рембрандта, который привел его в дальнейшем к открытию многоплановой жизничеловеческой души. Наконец, важно и то, что уже здесь молодой живописецстремится к воссозданию не только характеров, но и нравственных проблем.Изображая библейский сюжет изгнания Христом торговцев и менял из храма,Рембрандт отстаивает мысль о несовместимости суетной погони за жизненнымиблагами с высоким предназначением человека.Кухня Рембрандта самый выдающийся рисунокголландской школы. С XVIII столетия до середины 1930-х годов этот лист былизвестен под названием Блинщица . Его новое определение Кухня предложила В. М. Невежина, которая увидела в композиции интерьер кухни в домесамого Рембрандта на улице Бестрат в Амстердаме, а в главных персонажах рисунка изображения Хендрикье Стоффельс и ее маленькой дочери Корнелии. Произведениезрелого Рембрандта, эта композиция раскрывает его мастерство рисовальщика, егоиндивидуальное видение мира, его ощущение жизни.

Исполненный бистром втрадиционной технике пера и размывки, лист построен на сочетании немногихскупых линий и тонких переходов светотени.

Мерцающая, глубокая и прозрачная,она преобразует прозаическую сцену лиричный образ.Картины и гравюры Рембрандта гораздо шире известныпублике, нежели его рисунки, остававшиеся на протяжении долгого временипредметом интересов небольшого круга собирателей и знатоков.

Между тем фигураРембрандта-рисовальщика ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу или офортисту.Рисунки мастера, сохранившиеся в огромном количестве около 1700 листов,составляют автономную область его творчества.И одной из самых замечательныхособенностей рембрандтовских рисунков является их способность делать зрителясвидетелем и соучастником рождения художественной мысли гениального мастера.

Кчислу таких листов относится и небольшая зарисовка Женщина сребенком 1650-е гг. БУМАГА, БИСТР, ПЕРО. 11,1 х 9,7 . Исполненная тростниковым пером, она сохраняет всюсвободу и непосредственность мгновенного наброска с натуры или по памяти, когдарука художника едва успевает наметить главные линии. Вместе с тем в графическихпроизведениях зрелого Рембрандта даже самые, казалось бы, приблизительныеочертания наделены огромной силой обобщения.Может быть потому в маленькомнаброске, принадлежащем музею, так поражает умение передать несколькимиштрихами не только позу и облик женщины, но и душевное состояние и даже туатмосферу любви и доверия, которая словно окутывает ее и ребенка.

Рембрандт ценил в человеке незнатность, не богатство, не внешнюю красоту, а способность мыслить,чувствовать, переживать. Любимыми героями произведений Рембрандта были простыелюди. На его полотнах человек радуется, скорбит, печалится, страдает.В необычайно волнующих ипроникновенных портретах Рембрандта какбы ощущаешь прожитую человеком жизнь.

Изображая своих близких, друзей, нищих,стариков, каждый раз с удивительной зоркостью передавал он изменчивые душевные движения, живую трепетность выражений лица,смену настроений.Портретпожилой женщины, по традиции но без достаточных оснований , именуемый Портретом жены брата , написан Рембрандтом в поздний период еготворчества, когда были созданы самые прославленные из его портретных работ.Моделями для многих из них служили либо друзья художника, либо люди из близкогоему круга.

В таких портретах исчезает привычная дистанция, отделяющая художникаот портретируемого, и между ними устанавливается та степень доверительноговзаимопонимания, которая составляет основу для проникновенного раскрытиявнутреннего мира модели. Среди рембрандтовских портретов 1650-х годов портретиз нашего собрания выделяется особой концентрированностью образного икомпозиционного замысла.Светом выхвачены лишь лицо и верхняя часть фигуры сложенные руки, обычно столь выразительные у Рембрандта, спрятаны в рукава.Темно-красный платок, обрамляющий голову, подчеркивает богатство пластическойнюансировки лица и одновременно усиливает впечатление отъединенности героини отокружающего, ее полную погруженность в свой внутренний мир. Произведение этопринадлежит к тому типу рембрандтовских работ, которые называютпортретами- биографиями.

Женщина изображена здесь в состоянии особой внутреннейсосредоточенности, когда мысль и чувство слиты воедино и размышление предстаетв ореоле тончайших эмоциональных оттенков, а глубокое переживание неотделимо оттой мудрости, которая воспринимается как итог прожитой жизни.

И самарембрандтовская живопись, его знаменитая светотень контрасты мрака и света,динамика их сложнейших градаций от прозрачных теней до пламенеющих цветовыхрефлексов выступает как зримое воплощение духовного богатства человеческойличности.Одна из его поздних картин - Возвращение блудного сына . Здесь изображ н человек, который когда-то покинул отчий дом и после долгихлет скитаний, нищеты, унижений вернулся к отцу. И престарелый отец, ослепший отгоря, прощает его, обнимая дрожащими руками.Ксамым значительным созданиям позднего пери ода его творчества принадлежиткартина Артаксеркс, Аман и Эсфирь 1660ХОЛСТ,МАСЛО, 73 х 94 Ее сюжет эпизод библейской легенды о царице Эсфири,обличившей перед своим супругом, персидским царем Артаксерксом, коварныезамыслы его приближенного Амана, грозившие уничтожением целому народу.

Скупые,но красноречивые жесты и позы персонажей раскрывают драматический конфликтмежду ними. В картине царит напряженная атмосфера ожидания.

Только чтозакончила свое слово Эсфирь, Артаксеркс устремил взгляд перед собой, рука егоготова поднять жезл под грузом обвинений согнулся Аман. Сжавшись, он ожидаетприговор царя. Торжество правды, осуждение зла, воодушевленность Эсфири иподавленность Амана выражены в картине через сложные сопоставления света, тении цветовые оттенки.

Фигура Эсфири озарена сиянием, ее одежда с длинным шлейфомсверкает, как если бы она была покрыта драгоценны ми камнями. В глубокую тьмупогружен Аман. Рембрандт достигает удивительной глубины в передаче внутреннейжизни своих героев, их духовной энергии. В напряженной эмоциональной средекартины оттенки света и цвета воспринимаются как аналоги духовных и этическихценностей. Рембрандт был не только живописцем,но и выдающимся мастером офорта.Рембрандт Харменс ван Рейн последниегоды жил в нищете, забытый всеми.

Никто из богатых заказчиков и не вспоминалуже о великом голландском художнике. В беднейшем квартале Амстердама нередковстречали его - одинокого старика, чья ветхая одежда была запачкана красками.Но суровые жизненные испытания не сломили его. Он продолжал упорно работать иписал так, как подсказывало ему сердце Подготовила Конышева Екатерина 6 класс.