Готическое искусство

Трудно найти подходящиеслова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небубесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не скольковысота , сколько богатство аспектов ,открывающиеся, когда обходишь кругом собора.Готические соборы нетолько высоки, но и также очень протяженны например Шартрский имеет в длину130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуетсяпройти по меньшей мере полкилометра.

И с каждой точки собор смотрится по -новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами ,готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своихчастях каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.Стены неощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки саркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространствообитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур в Шартрскомсоборе около десяти тысяч одних статуй . Они занимают не только порталы игалереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, навинтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях.

Словом,готический собор - это целый мир. Они действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор ПарижскойБогоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира,классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда,в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Тогдасобор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы.

Вместе сратушей , это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности,то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читалисьуниверситетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкиеторговые договоры.Многие городские соборы были так велики, что все населениегорода не могло его заполнить.

Возле собора , как правило, располагалисьторговые ряды. Потребностигородской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостноготипа романский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но дляэтого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло иизменение архитектурного стиля.Поворотк готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись.

Архитектура неизменнооставалась основой средневековогосинтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля иготики, то кажется, что они противоположны. Одни - представители массивности,другие - легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, чтоготика берет свое начало из романских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытойсводом,травеи.Они были квадратными, и это ставило определенный предел порасширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог бытьдостаточно просторным внутри - он оставался узким и темным. Мысль зодчих идет ктому, чтобы расширить и облегчить систему сводов.

Сплошные своды заменяютсяреберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся воздушность, всясказочность готического строения имеет рациональную основу она вытекает изкаркасной системы постройки.Средневековые зодчие с гениальной интуициейприменили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в собореничего не несет, и следовательно ее незачем делать сплошной и глухой. Такпоявляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются дляустановки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол.Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски.

Это сказалось и в витражах, и вминиатюрах, и в раскраске скульптур.Эти соборы не снаружи, ни внутри некажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизнисредневекового города.

Они рассчитаны намноголюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почтисливается с продольным пространством. Таким образом устраняется резкая границамежду клиром и посетителями. Святилище перестает быть чем - тонедоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темнойподземной крипте, как в романских церквах.Стиль готики драматичен, но немрачен и не уныл. Что жепредставляли собой средневековые города? Основная масса городского населенияпредставляла собой самые мятежные, самые свободные слои общества.

Ремесленникиуже не были чьими - то слугами, ониобъединялись в самостоятельные союзы, цеха.Во многих городах возникли университеты. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками.Всеизобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, всеэто мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний -конечно подчиненных богословию.

Причем в каждом соборе прослеживалась своятема. К примеру Парижский посвящался богоматери и всему, что с ним связано Амьенский - выражал идею мессианизма на его фасаде фигуры пророков.Но замыслы этих изобразительныхбогословских энциклопедий , были , в общем, столь расплывчаты и аллегориинастолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и оченьдалекие от церковной концепции мироздания.Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветаеттысячами соцветий.

Трудно найти в истории более органические формы синтезаискусства , возникающие на этой основе. Вбольшинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало надживописью, если не считать витражи это опять - такиопределялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потомунеподходящими для фресок.Готическая живопись развивалась не в форме стеннойросписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей.Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура ,по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен. Замечательной алтарной живописью обладала к примеру, средневековая Чехия. Вбольшинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стильгосподствовал долго.

XV век в северных странах, можно считать илипозднеготическим, или проторенессансным.Большой разницы нет, т.к. Возрождение,при всем своем безусловном новаторстве , было закономерной стадиейсредневековой культуры, в которую та перерастала органически.