Скульптура XVIII века

Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцветотечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, Струдом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении кязыческому болвану . Она не дала ни одного большого русского мастера в первойполовине XVIII в но тем блистательнее был е взл т в следующий период. Русскийклассицизм как ведущее художественное направление этой поры явился величайшимстимулом для развития искусства больших гражданских идей, что и обусловилоинтерес к ваянию в этот период.

Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф.Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос каждый сам по себе был ярчайшейиндивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный след в искусстве. Новсех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили ещ в Академиив классе скульптуры профессора Никола Жилле. Русских художниковобъединяли также общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалыантичности.Интерес к героической античности влияет и на выбор богов и героев на смену излюбленнымв петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей, Поликрат, Марсий,Геркулес, Александр Македонский, герои гомеровского эпоса.

Русские скульпторыстремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском идеально прекрасное, гармонически ясное, совершенное начало. Это прослеживаетсякак в монументальной, архитектурна-декоративной, так и в станковой пластике.В отличие от бароккоархитектурно-декоративная пластика в эпоху классицизма имеет страгую системурасположения на фасаде здания в основном в центральной части, главном портикеи в боковых ризалитах, или венчает здание, читаясь на фоне неба. Говоря в целом оскульптуре второй половины XVIII в следует признать одно очень важное общее, в тойили иной степени характерное для всей русской пластики этого времени,независимо от е отношения к архитектуре или е жанра она всегда представляетсовмещение, слияние черт барокко и классицизма, барочных и классическихтенденций, особенно на заре рождения классицизма.

Вместе русскийклассицизм отличался от общеевропейского отношением к античности. Для русскихмастеров античность никогда не была важнейшим и почти единственным объектомизучения и подражания.

В русском классицизме нет также безусловного и жесткогоприоритета разума над чувством, эмоциональность образа всегда напоминает оживой связи с барокко.Кроме того, в основе всех классицистических произведенийрусских мастеров лежит внимательное изучение натуры, как лежало оно в основеработ скульптора Растрелли, всем своим творчеством как бы подготовившегорасцвет русской пластики второй половины XVIII в. Достиженияпортретного жанра в скульптуре связаныпрежде всего с творчеством Федота Ивановича Шубина 1740-1805 , землякаЛомоносова, прибывшего в Петербург, в сущности, уже художником, постигшимтонкости костерезного дела. Первое произведение Шубина по возвращении на родину бюст бывшего вице-канслера А.М Голицына свидетельствует уже о полнойзрелости мастера. Такой характерный образ скульптору помогает создать необычайноеразнообразие выразительных средств, которыми он владеет.

После успеха бюстаГолицына императрица приказала никуда его не определять, а быть собственно приЕя Величестве . В 1774 г. Шубину присуждено звание академика.

Скульптор редкообращалс к бронзе, он работал в основном в мраморе и и всегда использовал, всущности, очень замкнутую и ограниченную форму бюста.Языкрм пластики онсоздает образы необычайной выразительности, исключительной энергии, совсем нестремясь к их внешней героизации.

Шубин работал нетолько как иортретист, но и как декоратор. Он исполнил 58 овальных мраморныхисторических портретов для Чесменского дворца находятся в Оружейной палате ,скульптуры для Мраморного дворца и для Петергофа. В 1775-1785гг.Шубин был занят работами для Мраморного дворца.Это 42 скульптурныхпроизведения, которые он исполнил вместе с итальянцем Валли и австрийскимскульптором Дункером.

В 70-е годы рядомс Шубиным работает ряд молодых выпускников Академии. Годом позже Шубина е закончил и проходил пенсионерство в Париже и в Италии Федор Гордеевич Гордеев 1744-1810 . Н возвратился в Петербург в 1772г в 1776г. получил звание академика. Творческий путьГордеева был тесно связан с Академией он всю жизнь преподавал там и даже некотороевремя был е ректором. Гордеев мастермонументально-декоративной скульптуры.Русские мастера умели глубокопроникнуться идеалами античности, именно гремческой античности.

Подобно тому,как в средневековый период были творчески восприняты древнерусскими мастерамитрадиции византийского искусства, так в период классицизма во второй половине XVIII столетия русские ваятели постигалии творчески переосмысливали принципы эллинистической скульптуры. Так, первая работаГордеева Прометей и два надгробия Голицыных несут в себе много барочныхчерт сложность силуэта, экспрессию и динамику, живописность общегокомпозиционного замысла, патетику жестов аллегорических фигур.

Ещ яснее принципыклассицизма в творчестве Гордеева прослеживаются в барельефах на античныесюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского дворца.Гордеев принималучастие в создании главных памятников Петербурга ему принадлежат змея Медноговсадника и рельеф на воронихинском постаменте памятника Суворову Козловского знам на, гении и щит с надписью Князь Италийский граф Суворов-Рымникский1801 Последние работыГордеева четыре барельефа на северном портике Казанского собора.

В творчествезамечательного русского скульптора редкого дарования Михаила ИвановичаКозловского 1753-1802.