Французское искусство XVII века

Уральский ордена трудового красногознамени государственный университет им. Горького Факультет искусствоведения и культурологииКонтрольная работа по истории зарубежногоискусства Тема Французское искусство XVII века . Выполнила студентка 4 курса.Куликова И. М. Екатеринбург 2001План 1. Введение2. Формирование классицизма3. Живопись Франции XVП века4. Искусство второй половины XVП века5. ЗаключениеXVII век - время формирования единогофранцузского государства, французской нации. Во второй половине столетияФранция - самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе.

Это ивремя сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве,формирования классицистического направления, родиной которого по правусчитается Франция.Французское искусство XVП в. имеет в своейоснове традиции французского Возрождения.Живопись и графика Фуке и Клуэ,скульптуры Гужона и Пилона, замки времени Франциска 1, дворец Фонтебло и Лувр,поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня - на всем этом лежитпечать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма,развитого чувства изящного т.е. чему суждено в полной мере воплотиться в XVПв. в философии Декарта, в драматургии Корнеля и Расина, в живописи Пуссена и Лоррена.В литературе становлениеклассицистического направления связано с именем Пьера Корнеля, великого поэта исоздателя французского театра.

В 1635 г. в Париже организуется Академиялитературы, и классицизм становится официальным направлением, господствующимлитературным течением, признанным при дворе.

В сфере изобразительного искусства процессформирования классицизма был не таким единым. В зодчестве первом намечаются черты новогостиля, хотя они и не складываютсяокончательно.В Люксембургском дворце, построенном для вдовы Генриха IV,регентши Марии Медичи, Саломоном де Бросом, многое взято от готики иРенессанса, однако фасад уже членится ордером, что будет характерно дляклассицизма. Мэзон-Лафит Франсуа Мансара при всей сложности объемовявляет собой единое целое, ясную, тяготеющую к классицистическим нормамконструкцию.В живописи обстановка была сложнее, ибоздесь переплелись влияния маньеризма, фламандского и итальянского барокко.

Нафранцузскую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, иреалистическое искусство Голландии.Во всяком случае, в творчестве братьевЛенен эти влияния прослеживаются отчетливо. В картинах Луи Ленена нетповествовательности, иллюстративности, композиция строго продумана и статична,детали тщательно выверены и отобраны ради выявления, прежде всего этической,нравственной основы произведения.

Большое значение в картинах Ленена имеетпейзаж.В последнее время все чаще вискусствоведческой литературе название направления, к которому принадлежит ЛуиЛенен, определяется термином живопись реального мира . К этому женаправлению относится творчество художника Жоржа де Латура.

В своих первыхработах на жанровые темы Латур выступает как художник близкий к Караваджо. Ужев ранних работах Латура проявляется одно из важнейших качеств неисчерпаемоеразнообразие его образов, великолепие колорита, умение в жанровой живописисоздать образы монументально-значительные.Вторая половина 30-х - 40-е годы - времятворческой зрелости Латура. Он меньше обращается в этот период к жанровымсюжетам, пишет в основном картины религиозные.Художественный язык Латурапредвестие классицистического стиля строгость, конструктивная ясность,четкость композиции, пластическое равновесие обобщенных форм, безукоризненнаяцельность силуэта, статика.

Примером может служить одна из его поздних работ Св. Себастьян и святые жены с идеально прекрасной, напоминающейантичную скульптуру фигурой Себастьяна на переднем плане, в теле которого - каксимвол мученичества - художник изображает лишь одну вонзенную стрелу.Классицизм возник на гребне общественногоподъема французской нации и французского государства.

Основой теорииклассицизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта,предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное ивозвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Создателемклассицистического направления в живописи Франции XVII в. стал Никола Пуссен. Темы пуссеновскихполотен разнообразны мифология, история, Новый и Ветхий завет.Герои Пуссена -люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долгаперед обществом и государством.

Общественное назначение искусства было оченьважно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма.Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становится основой живописногопроизведения классицизма. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластикапрекрасно передают строгость и величавость идей и характеров.Колорит построенна созвучии сильных, глубоких тонов.

Это гармонический мир в себе не выходящийза пределы живописного пространства, как в барокко.Первый период Пуссена кончается, когда вего темы врывается тема смерти, бренности и тщеты земного. Это новое настроениепрекрасно выражено в его Аркадских пастухах .В 40-50-е годы главный упор Пуссен делаетна рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность.Из картин уходитлирическая непосредственность, появляется некоторая холодность и отвлеченность.Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи.

Художник именно в природе ищетгармонию. Человек трактуется, прежде всего, как часть природы. Вторая половина XVII столетия - время длительного правленияЛюдовика XIV, короля-солнца , вершина французского абсолютизма.Недаром это время получило название в западной литературе - великийвек . Великий - прежде всего по пышности церемониала и всех видовискусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля.Сначала самостоятельного правления Людовика XIV, т.е. с 60-х годов XVП в вискусстве происходит очень важный для дальнейшего его развития процессрегламентации, полного подчинения и контроля со стороны королевской власти.Созданная еще в 1648 г.Академия живописи и скульптуры находитсятеперь в официальном ведении первого министра короля.

В 1671 г. основываетсяАкадемия архитектуры. Устанавливается контроль над всеми видами художественнойжизни. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм.Знаменательно,что для строительства восточного фасада Лувра в этот период избирается непроект известного к тому времени во всей Европе Бернини, а проект французскогоархитектора Перро. Колоннада Клода Перро с ее рациональной простотой ордера,математически выверенным равновесием масс, статичностью, создающей чувствопокоя и величия, более соответствовала сложившемуся идеалу эпохи.Классицизм постепенно проникает и вкультовую архитектуру при всей живучести архитектурных традиций итальянскогобарокко.

Но больше всего архитекторов занимает проблема соотношения ансамблядворца и парка.

Луи Лево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно ре шитьэту проблему во дворце и парке Во ле Виконт близ Мелена. Дворец Во справедливосчитается прообразом главного создания второй половины XVП в Версальскогодворца и парка. Он был построен Лево, а на последних этапах в его строительствепринял участие Ардуен Мансар.Экстерьер здания классически строг, чередованиеокон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Все это не исключаетпышной декоративной отделки, особенно в интерьере.

Интерьеры дворца состоят изанфилады роскошно убранных комнат.Версальский парк являет собой программноепроизведение, где во всем сказывается воля и разум человека. Его создателем былЛенотр, скульптуры исполняли Жирардон и Куазевокс.В классицизме второй половины XVII в. нет искренности и глубины лорреновскихполотен, высокого нравственного идеала Пуссена.Это официальное направление,приспособленное к требованиям двора и, прежде всего самого короля, искусстворегламентированное, унифицированное, расписанное по своду правил, что и какизображать, чему посвящен специальный трактат Лебрена.

В этих рамкахразвивается и жанр портрета. Это, конечно, парадный портрет.В первой половиневека портрет монументален, величественен, но и прост в аксессуарах, а во второйполовине века, выражая общие тенденции развития искусства, портрет становится все более пышным.Со второй половины XVII столетия Франция прочно и надолгозанимает ведущее место в художественной жизни Европы.

Но в конце правленияЛюдовика XIV в искусстве появляются новые тенденции, новые черты, и искусствуXVIII в. предстоит развиваться уже в другомнаправлении.Литература Базен Жермен Классицизм. М. слово slovo,2001.288с ил. Власов В. Г. Иллюстрированныйхудожественный словарь. СПб. АО Икар ,1993.272с 184ил 8 табл. Аполлон. Изобразительное и декоративноеискусство. Архитектура. Под общ. ред. А. М. Кантора. М. Эллис Лак, 1997 736с.