Симеон Полоцкий и начало латинского влияния на духовное просвещение в Москве

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 3 курс Заочное отделение Миссионерский факультет Предмет Культурология РЕФЕРАТ Симеон Полоцкий и начало латинского влияния на духовное просвещение в Москве Москва 2004 г. Симеон Ситнианович Петровский (Полоцкий) родился в Белоруссии в городе Полоцке. Образование он получил в Киевской коллегии, а окончательно закончил его в католических польских училищах, что и повлияло на всю его последующую жизнь.Симеон стал учителем братской школы в г. Полоцке, где и преподавал вплоть до 1664 г. пока не был приглашен царем в Москву.

По своему складу ума, как пишет проф. Знаменский ─ «это был человек живой и красноречивый, усердный собиратель чужих мнений, ходячая энциклопедия всяких знаний, которые он умел ловко облекать в обычные в Киеве риторические и диалектические формы» [1 c.296] Вот эти все качества и покорили царя Алексея Михайловича, искавшего мужей умных да учёных. Способность монаха Симеона угадывать и применяться к потребностям времени создали ему весьма видное положение, хотя и не только это повлияло на его видимую популярность.

Он был приближен к царской семье и стал незаменимым воспитателем цесаревича Феодора Алексеевича, сына Алексея Михайловича.Получив образование в западном стиле, он усвоил многие мнения Римской церкви, поэтому патриарх Московский Иоаким «с неудовольствием встречал в Симеоне Полоцком сильного себе противника при особе Государя и сходился с ним мыслью только в общем стремлении к духовному образованию, необходимость которого становилась тем чувствительнее, чем более усиливались расколы и нестроения »[2c.398] Видя в Полоцком человека умного патриарх Иоаким поручил ему заняться опровержением ересей, что и было последним исполнено в сочинении «Жезл Правления». Продолжая литературные труды Полоцкий написал полное систематическое изложение веры, которое назвал «Венцом Веры». Этот труд представлял собой первое догматически разработанное произведение на Руси. Хотя это и было систематическое изложение веры, но написано оно было по лучшим латинским схоластическим образцам.

Надо отдать должное игумену Симеону он всегда радел о необходимости научного образования, так в слове на Рождество Христово он : «умоляет русских людей взыскать науку, потому что она свет умственных очей и правило всему житию человеческому» [3,c.372] Деятельность Полоцкого приняла в Москве обширный размах, а вместе с ней усилилось польско-латинское влияние.

Уже через год по приезде Полоцкий открыл собственную Спасскую школу для приготовления молодых людей на государственную службу.

Его школа уже явным образом пропагандировала Южно-русское образование. Так как Симеон не знал греческого языка, то преподавание велось на латыни. В проповедях Полоцкого со стороны формы отразился колорит Юго-западного схоластического проповедничества.Так игумен Епифаний Славеницкий, настоятель Чудова монастыря в Москве, сторонник греческого образования, первый кто заметил, что Полоцкий ведёт преподавание в католическом, латинском духе, незнакомом для Православной Москвы.

В частности он указывал на то, что в основу «Венца Веры» догматического произведения лег не православный Никео-Цареградский, а латинский мнимо-апостольский Символ веры. Не были безупречны и проповеди Симеона Полоцкого, в них он излагал латинское мнение о времени пресуществления Св. Даров и об исхождении Св.Духа от Отца и Сына. После смерти главного своего соперника Епифания Славеницкого у Симеона Полоцкого не осталось ни одного главного противника, никто не смел укорять его, боясь гнев царя. Игумен Симеон начал держать себя очень гордо и заносчиво, не хотел знать даже патриарха и печатал без благословение последнего свои произведения в царской типографии.

В конце концов он дошёл даже до идеи переустройства всей церкви. «Между странными мыслями, которые блуждали в предприимчивом и мечтательном уме Полоцкого, сохранившего в себе отпечаток Запада, было и то, чтобы учредить в России двенадцать новых митрополий и четырех Патриархов на место митрополитов Новгорода, Казани, Ростова и Крутиц, по примеру Вселенских четырех престолов и сходно с иерархиею римскою ─ одного папу над всеми, папою же он предлагал Никона, чтобы уничтожить неприязненного ему Иоакима» [4 c.400] Патриарх Иоаким в свою очередь тоже понимал, какой вред Полоцкий представляет для духовного просвещения, он сделал попытку ослабить его влияния. Патриарх осудил его проповеди, обвинив в «хлебопоклоннической ереси» и запретил ему всенародно проповедовать.

В 1679 г. патр. Иоаким основал школу в типографическом доме и собрал в неё учеников числом более тридцати человек.

Начальником школы он поставил талантливого иеромонаха Тимофея, который много ездил по Восточным странам, бывал и в Греции и хорошо владел греческим языком. Учителями же в этой школе патриарх поставил двух греков Мануила и Иоакима. Понятно, что эта школа была организована в противовес школе Полоцкого.В 1686 г. в типографской школе числилось 233 человека.

В 1686 г. была заведена Славяно-греко-латинская академия в Заиконспасском монастыре, в неё были переведены старшие ученики из типографской школы. Открыто патриарх Иоаким не смог осудить Симеона Полоцкого, так как к этому времени польско-латинское образование сделалось самым модным направлением.Полоцкий находил себе крепкую поддержку и при дворце, не следует забывать, что царевич Феодор, брат его Иоанн и сестра их Софья учились у него. Симеон Полоцкий прославился не только своими духовными произведениями, но и «своими приветственными виршами» [5 c.352] , которые он писал в великие праздники и на именины многочисленной царской семьи.

Для придворного театра он писал комедии, кроме всего этого он переложил в стихах всю Псалтырь и Месяцеслов.Скончался Симеон Полоцкий в 1680 г. на 52 году своей жизни, пережив своего соперника Епифания Славеницкого всего лишь на четыре года. Просветительская деятельность Полоцкого и Епифания Славеницкого повлияла на развитие церковного образования и проповедничества на Руси. Однако если брать в целом, то духовенство и простой народ встречали церковную проповедь Полоцкого и мужей книжных крайне отрицательно, чувствуя в ней «латинскую прелесть». «Так в Перми, как прежде в Москве, духовенство и народ, встретили церковную проповедь дико, говорили, что проповедник вводит новую ересь, и много ему досаждали». [1 c.297] Несмотря на такое противодействие народа, находились даже подражатели Полоцкого, так в Пермских усольях Строгановых, один священник стал на поприще проповедничества, в качестве основы своих речей он стал использовать переводы отеческих поучений и проповедей Полоцкого.

Народ это его стремление не понял, за что и поплатился священник, выгнанный со своего прихода. 2 Противостояние учеников Полоцкого и великорусской партии.

После смерти Полоцкого у него остались его ученики и последователи, продолжающие распространять юго-западное образование.Во главе Заиконоспасского монастыря стал архим. Сильвестр Медведев, муж, по отзыву современников, великого ума и остроты, такой же придворный монах, как и его учитель Полоцкий.

Он в совершенстве владел польским и латинским языками, до своего переселения в Москву жил в Путивле, пограничной области с Польшей.Переехав в Москву он стал учеником Полоцкого и получил покровительство у сильного князя В.В. Голицына, который как известно сильно покровительствовал католикам и тайным иезуитам. Медведев был продолжателем традиции, внесенной Полоцким.

Он также как и его учитель говорил блестящие проповеди, писал вдохновенные слова для царской семьи.Он написал ряд интересных книг. После него остался замечательный библиографический труд : « Оглавление книг и кто их сложил». В среде православных и ревнителей греческого образования после назначения Сильвестра настоятелем Заиконоспасского монастыря ожидали торжества «латинской прелести». Однако патриарх, как прежде против Полоцкого нашел ученого-монаха Епифания Славеницкого, так и теперь против Медведева нашел ученого инока Евфимия.

Инок Евфимий был учеником Епифания, и отличался хорошим знанием греческого языка и широкой образованностью. Он занимался переводом греческих книг и пытался выяснить для себя в чем превосходство греческого образования над латинским, вот такой человек и нужен был патриарху. В правление царевны Софьи латинское влияние только возрастало.Царица подпала под сильное влияние Медведева и князей Шалковитского и Голицына.

Таким образом, слухи об усилении латинского влияния дошли до православного востока. Патриарх иерусалимский Досифей пытался выяснить истинное положение дел в Москве, отсылая послания к патр. Московскому. Одновременно с усилением латинской пропаганды, усилилась и борьба великорусской партии с ней. В помощь к Евфимию в Москву прибыли учёные братья иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды. По приезде они поселились в Спасском монастыре.С их приездом в Москву разгорелся давнишний спор, начатый в Москве Полоцким «О времени пресуществления Св.Даров. Сильвестр выразил свои еретические взгляды по этому вопросу в своей книге «Хлеб Животный», а затем защищаясь от братьев Лихуд написал полемическое сочинение «Манна хлеба животного». Сражаясь с вопросом «О времени пресуществления» патриарх привлек к решению этого вопроса малороссийскую иерархию, которая на поставленные патриархом вопросы дала ответы в православном духе. Однако несмотря на все усилия патриарха, духовенства, братьев Лихуд при царевне Софьи латинское влияние ослабить не смогли.

Окончательное торжество над польско-латинском влиянием произошло лишь только после свержения царевны Софьи. 3 Торжество Греко-славянского направления и осуждение хлебопоклоннической ереси на соборе 1690 г. В октябре 1689 г. Сильвестр Медведев был осужден, расстрижен и приговорен к смертной казни, но на время исследования этого дела, которое длилось ещё год, он был сослан в Троицкий монастырь. «Здесь он в декабре 1689г. письменно осудил прежняя свои мнения и изъявил раскаяние для соблюдения покоя церковного». [6c.587] Собор состоявшийся в январе 1690 г. окончательно осудил Полоцкого и между тем простил Медведева за его раскаяние, не возвращая ему его духовного сана. Однако гражданский суд обвинил Медведева в гражданской измене и казнил его. В этом же году патриарх Иоаким добрался до иезуитов с их пропагандой в Москве, по его настоянию их выгнали из России, оставив для богослужения католикам только ксендзов.

К собору 1690 г. инок Евфимий написал книгу «Остен», в которой он рассказал историю недавних споров и отверг учение латинян, указав на ошибки Полоцкого, Медведева и Юго-Западных книг. Братия Лихуды тоже готовились к собору, написав книгу «Мечец духовный или диалоги грека учителя к некоему иисуиту», в которой дали детальное опровержение латинских взглядов. Итак на соборе 1690 г. «хлебопоклоническая ересь» была полностью осуждена и предана проклятию, а вместе ней были осуждены многие малороссийские книги, такие как : Большой требник, Служебник и Лифос Петра Могилы, Ключ разумения, Огородник Радзивиловского и др. книги склонные к католичеству.

Этот Собор был последним деяниям патр. Иоакима вскоре он умер. 4 Заключение : Несмотря на свои богословские заблуждения Симеон Полоцкий и его ученики сыграли первостепенную роль в развитии образования в России, ─ это отмечают все историки.

Симеон Полоцкий как истинный просветитель придавал огромное значение развитию образования в России.

Строить училища, «стяжати» учителей ─ это он считал первонеобходимой задачей. Именно им был разработан проект организации в Москве высшей школы─ академии по типу польских и западноевропейских университетов, положенный его верным учеником Сильвестром Медведевым в основу Славяно-греко-латинской академии.

Симеон Полоцкий был убежден в громадной общественной роли просвещения и полагал, что Россия должна быть славна не только оружием, но и писателями. Он привез с собой в Москву плоды европейской учёности ─ прекрасное знание языков латинского, польского, белорусского, украинского, а также «семи свободных наук»─ грамматики, риторики, диалектики и наук точных : арифметики, геометрии, астрологии и музыки.

Обладая многочисленными знаниями он являл собой тип универсального просветителя. Симеон Полоцкий оставил огромное литературное наследство, можно сказать, что он являлся основателем отечественной поэтической школы.Симеон стоял и у истоков русского театра.

Он написал для придворного театра немалое кол-во пьес, пародий, небольших постановок. Важное место в творчестве Полоцкого занимала идея единения всех восточнославянских народов.В своих произведениях он вполне определённо высказывался за необходимость сосредоточения всей полноты государственной власти в руках одного царя. Ценность человека, согласно Полоцкому, определяется не родовитостью и знатностью, а его моральными качествами : знаниями, заслугами в труде и воинскими подвигами.

Поэтому он призывает царя, раздавать чины не по родовитости, а по заслугам : «Разумей убо, кто коего нрава, тогда даждь чины… верным в службе воздаяти и по заслугам в чины возвышати», ─ все эти идеи Полоцкого будет воплощать в нач. 18 в. царь Петр I Великий. Белорус по национальности Симеон Полоцкий сыграл заметную роль в истории русского просвещения и литературы.Библиография : 1 Проф.П.В. Знаменский «История Русской Церкви» Издательство Крутицкое Патриаршее Подворье Москва 1996 г. 2 [4] А.Н. Муравьев «История Русской Церкви» Издательство «Паломник» Москва 2002 г. 3 С. М. Соловьёв «Чтения и рассказы по Истории России» Издательство «Правда» Москва 1990 г. 5 П.И. Малицкий «Руководство по истории Русской Церкви» Издательство Крутицкое Патриаршее Подворье Москва 2000 г. 6 Архиеп.

Филарет. «История Русской Церкви» Издательство Сретенского монастыря. Москва 2001 г.