рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Симеон Полоцкий и начало латинского влияния на духовное просвещение в Москве

Работа сделанна в 2004 году

Симеон Полоцкий и начало латинского влияния на духовное просвещение в Москве - Реферат, раздел Культура, - 2004 год - Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 3 Курс Заочное Отдел...

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 3 курс Заочное отделение Миссионерский факультет Предмет Культурология РЕФЕРАТ Симеон Полоцкий и начало латинского влияния на духовное просвещение в Москве Москва 2004 г. Симеон Ситнианович Петровский (Полоцкий) родился в Белоруссии в городе Полоцке. Образование он получил в Киевской коллегии, а окончательно закончил его в католических польских училищах, что и повлияло на всю его последующую жизнь.Симеон стал учителем братской школы в г. Полоцке, где и преподавал вплоть до 1664 г. пока не был приглашен царем в Москву.

По своему складу ума, как пишет проф. Знаменский ─ «это был человек живой и красноречивый, усердный собиратель чужих мнений, ходячая энциклопедия всяких знаний, которые он умел ловко облекать в обычные в Киеве риторические и диалектические формы» [1 c.296] Вот эти все качества и покорили царя Алексея Михайловича, искавшего мужей умных да учёных. Способность монаха Симеона угадывать и применяться к потребностям времени создали ему весьма видное положение, хотя и не только это повлияло на его видимую популярность.

Он был приближен к царской семье и стал незаменимым воспитателем цесаревича Феодора Алексеевича, сына Алексея Михайловича.Получив образование в западном стиле, он усвоил многие мнения Римской церкви, поэтому патриарх Московский Иоаким «с неудовольствием встречал в Симеоне Полоцком сильного себе противника при особе Государя и сходился с ним мыслью только в общем стремлении к духовному образованию, необходимость которого становилась тем чувствительнее, чем более усиливались расколы и нестроения »[2c.398] Видя в Полоцком человека умного патриарх Иоаким поручил ему заняться опровержением ересей, что и было последним исполнено в сочинении «Жезл Правления». Продолжая литературные труды Полоцкий написал полное систематическое изложение веры, которое назвал «Венцом Веры». Этот труд представлял собой первое догматически разработанное произведение на Руси. Хотя это и было систематическое изложение веры, но написано оно было по лучшим латинским схоластическим образцам.

Надо отдать должное игумену Симеону он всегда радел о необходимости научного образования, так в слове на Рождество Христово он : «умоляет русских людей взыскать науку, потому что она свет умственных очей и правило всему житию человеческому» [3,c.372] Деятельность Полоцкого приняла в Москве обширный размах, а вместе с ней усилилось польско-латинское влияние.

Уже через год по приезде Полоцкий открыл собственную Спасскую школу для приготовления молодых людей на государственную службу.

Его школа уже явным образом пропагандировала Южно-русское образование. Так как Симеон не знал греческого языка, то преподавание велось на латыни. В проповедях Полоцкого со стороны формы отразился колорит Юго-западного схоластического проповедничества.Так игумен Епифаний Славеницкий, настоятель Чудова монастыря в Москве, сторонник греческого образования, первый кто заметил, что Полоцкий ведёт преподавание в католическом, латинском духе, незнакомом для Православной Москвы.

В частности он указывал на то, что в основу «Венца Веры» догматического произведения лег не православный Никео-Цареградский, а латинский мнимо-апостольский Символ веры. Не были безупречны и проповеди Симеона Полоцкого, в них он излагал латинское мнение о времени пресуществления Св. Даров и об исхождении Св.Духа от Отца и Сына. После смерти главного своего соперника Епифания Славеницкого у Симеона Полоцкого не осталось ни одного главного противника, никто не смел укорять его, боясь гнев царя. Игумен Симеон начал держать себя очень гордо и заносчиво, не хотел знать даже патриарха и печатал без благословение последнего свои произведения в царской типографии.

В конце концов он дошёл даже до идеи переустройства всей церкви. «Между странными мыслями, которые блуждали в предприимчивом и мечтательном уме Полоцкого, сохранившего в себе отпечаток Запада, было и то, чтобы учредить в России двенадцать новых митрополий и четырех Патриархов на место митрополитов Новгорода, Казани, Ростова и Крутиц, по примеру Вселенских четырех престолов и сходно с иерархиею римскою ─ одного папу над всеми, папою же он предлагал Никона, чтобы уничтожить неприязненного ему Иоакима» [4 c.400] Патриарх Иоаким в свою очередь тоже понимал, какой вред Полоцкий представляет для духовного просвещения, он сделал попытку ослабить его влияния. Патриарх осудил его проповеди, обвинив в «хлебопоклоннической ереси» и запретил ему всенародно проповедовать.

В 1679 г. патр. Иоаким основал школу в типографическом доме и собрал в неё учеников числом более тридцати человек.

Начальником школы он поставил талантливого иеромонаха Тимофея, который много ездил по Восточным странам, бывал и в Греции и хорошо владел греческим языком. Учителями же в этой школе патриарх поставил двух греков Мануила и Иоакима. Понятно, что эта школа была организована в противовес школе Полоцкого.В 1686 г. в типографской школе числилось 233 человека.

В 1686 г. была заведена Славяно-греко-латинская академия в Заиконспасском монастыре, в неё были переведены старшие ученики из типографской школы. Открыто патриарх Иоаким не смог осудить Симеона Полоцкого, так как к этому времени польско-латинское образование сделалось самым модным направлением.Полоцкий находил себе крепкую поддержку и при дворце, не следует забывать, что царевич Феодор, брат его Иоанн и сестра их Софья учились у него. Симеон Полоцкий прославился не только своими духовными произведениями, но и «своими приветственными виршами» [5 c.352] , которые он писал в великие праздники и на именины многочисленной царской семьи.

Для придворного театра он писал комедии, кроме всего этого он переложил в стихах всю Псалтырь и Месяцеслов.Скончался Симеон Полоцкий в 1680 г. на 52 году своей жизни, пережив своего соперника Епифания Славеницкого всего лишь на четыре года. Просветительская деятельность Полоцкого и Епифания Славеницкого повлияла на развитие церковного образования и проповедничества на Руси. Однако если брать в целом, то духовенство и простой народ встречали церковную проповедь Полоцкого и мужей книжных крайне отрицательно, чувствуя в ней «латинскую прелесть». «Так в Перми, как прежде в Москве, духовенство и народ, встретили церковную проповедь дико, говорили, что проповедник вводит новую ересь, и много ему досаждали». [1 c.297] Несмотря на такое противодействие народа, находились даже подражатели Полоцкого, так в Пермских усольях Строгановых, один священник стал на поприще проповедничества, в качестве основы своих речей он стал использовать переводы отеческих поучений и проповедей Полоцкого.

Народ это его стремление не понял, за что и поплатился священник, выгнанный со своего прихода. 2 Противостояние учеников Полоцкого и великорусской партии.

После смерти Полоцкого у него остались его ученики и последователи, продолжающие распространять юго-западное образование.Во главе Заиконоспасского монастыря стал архим. Сильвестр Медведев, муж, по отзыву современников, великого ума и остроты, такой же придворный монах, как и его учитель Полоцкий.

Он в совершенстве владел польским и латинским языками, до своего переселения в Москву жил в Путивле, пограничной области с Польшей.Переехав в Москву он стал учеником Полоцкого и получил покровительство у сильного князя В.В. Голицына, который как известно сильно покровительствовал католикам и тайным иезуитам. Медведев был продолжателем традиции, внесенной Полоцким.

Он также как и его учитель говорил блестящие проповеди, писал вдохновенные слова для царской семьи.Он написал ряд интересных книг. После него остался замечательный библиографический труд : « Оглавление книг и кто их сложил». В среде православных и ревнителей греческого образования после назначения Сильвестра настоятелем Заиконоспасского монастыря ожидали торжества «латинской прелести». Однако патриарх, как прежде против Полоцкого нашел ученого-монаха Епифания Славеницкого, так и теперь против Медведева нашел ученого инока Евфимия.

Инок Евфимий был учеником Епифания, и отличался хорошим знанием греческого языка и широкой образованностью. Он занимался переводом греческих книг и пытался выяснить для себя в чем превосходство греческого образования над латинским, вот такой человек и нужен был патриарху. В правление царевны Софьи латинское влияние только возрастало.Царица подпала под сильное влияние Медведева и князей Шалковитского и Голицына.

Таким образом, слухи об усилении латинского влияния дошли до православного востока. Патриарх иерусалимский Досифей пытался выяснить истинное положение дел в Москве, отсылая послания к патр. Московскому. Одновременно с усилением латинской пропаганды, усилилась и борьба великорусской партии с ней. В помощь к Евфимию в Москву прибыли учёные братья иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды. По приезде они поселились в Спасском монастыре.С их приездом в Москву разгорелся давнишний спор, начатый в Москве Полоцким «О времени пресуществления Св.Даров. Сильвестр выразил свои еретические взгляды по этому вопросу в своей книге «Хлеб Животный», а затем защищаясь от братьев Лихуд написал полемическое сочинение «Манна хлеба животного». Сражаясь с вопросом «О времени пресуществления» патриарх привлек к решению этого вопроса малороссийскую иерархию, которая на поставленные патриархом вопросы дала ответы в православном духе. Однако несмотря на все усилия патриарха, духовенства, братьев Лихуд при царевне Софьи латинское влияние ослабить не смогли.

Окончательное торжество над польско-латинском влиянием произошло лишь только после свержения царевны Софьи. 3 Торжество Греко-славянского направления и осуждение хлебопоклоннической ереси на соборе 1690 г. В октябре 1689 г. Сильвестр Медведев был осужден, расстрижен и приговорен к смертной казни, но на время исследования этого дела, которое длилось ещё год, он был сослан в Троицкий монастырь. «Здесь он в декабре 1689г. письменно осудил прежняя свои мнения и изъявил раскаяние для соблюдения покоя церковного». [6c.587] Собор состоявшийся в январе 1690 г. окончательно осудил Полоцкого и между тем простил Медведева за его раскаяние, не возвращая ему его духовного сана. Однако гражданский суд обвинил Медведева в гражданской измене и казнил его. В этом же году патриарх Иоаким добрался до иезуитов с их пропагандой в Москве, по его настоянию их выгнали из России, оставив для богослужения католикам только ксендзов.

К собору 1690 г. инок Евфимий написал книгу «Остен», в которой он рассказал историю недавних споров и отверг учение латинян, указав на ошибки Полоцкого, Медведева и Юго-Западных книг. Братия Лихуды тоже готовились к собору, написав книгу «Мечец духовный или диалоги грека учителя к некоему иисуиту», в которой дали детальное опровержение латинских взглядов. Итак на соборе 1690 г. «хлебопоклоническая ересь» была полностью осуждена и предана проклятию, а вместе ней были осуждены многие малороссийские книги, такие как : Большой требник, Служебник и Лифос Петра Могилы, Ключ разумения, Огородник Радзивиловского и др. книги склонные к католичеству.

Этот Собор был последним деяниям патр. Иоакима вскоре он умер. 4 Заключение : Несмотря на свои богословские заблуждения Симеон Полоцкий и его ученики сыграли первостепенную роль в развитии образования в России, ─ это отмечают все историки.

Симеон Полоцкий как истинный просветитель придавал огромное значение развитию образования в России.

Строить училища, «стяжати» учителей ─ это он считал первонеобходимой задачей. Именно им был разработан проект организации в Москве высшей школы─ академии по типу польских и западноевропейских университетов, положенный его верным учеником Сильвестром Медведевым в основу Славяно-греко-латинской академии.

Симеон Полоцкий был убежден в громадной общественной роли просвещения и полагал, что Россия должна быть славна не только оружием, но и писателями. Он привез с собой в Москву плоды европейской учёности ─ прекрасное знание языков латинского, польского, белорусского, украинского, а также «семи свободных наук»─ грамматики, риторики, диалектики и наук точных : арифметики, геометрии, астрологии и музыки.

Обладая многочисленными знаниями он являл собой тип универсального просветителя. Симеон Полоцкий оставил огромное литературное наследство, можно сказать, что он являлся основателем отечественной поэтической школы.Симеон стоял и у истоков русского театра.

Он написал для придворного театра немалое кол-во пьес, пародий, небольших постановок. Важное место в творчестве Полоцкого занимала идея единения всех восточнославянских народов.В своих произведениях он вполне определённо высказывался за необходимость сосредоточения всей полноты государственной власти в руках одного царя. Ценность человека, согласно Полоцкому, определяется не родовитостью и знатностью, а его моральными качествами : знаниями, заслугами в труде и воинскими подвигами.

Поэтому он призывает царя, раздавать чины не по родовитости, а по заслугам : «Разумей убо, кто коего нрава, тогда даждь чины… верным в службе воздаяти и по заслугам в чины возвышати», ─ все эти идеи Полоцкого будет воплощать в нач. 18 в. царь Петр I Великий. Белорус по национальности Симеон Полоцкий сыграл заметную роль в истории русского просвещения и литературы.Библиография : 1 Проф.П.В. Знаменский «История Русской Церкви» Издательство Крутицкое Патриаршее Подворье Москва 1996 г. 2 [4] А.Н. Муравьев «История Русской Церкви» Издательство «Паломник» Москва 2002 г. 3 С. М. Соловьёв «Чтения и рассказы по Истории России» Издательство «Правда» Москва 1990 г. 5 П.И. Малицкий «Руководство по истории Русской Церкви» Издательство Крутицкое Патриаршее Подворье Москва 2000 г. 6 Архиеп.

Филарет. «История Русской Церкви» Издательство Сретенского монастыря. Москва 2001 г.

– Конец работы –

Используемые теги: Симеон, Полоцкий, Начало, латинского, влияния, Духовное, Просвещение, Москве0.107

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Симеон Полоцкий и начало латинского влияния на духовное просвещение в Москве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социологический опрос населения: "Отношение различных слоев населения г.Москвы к введению с 1 июля 1998г. повременной оплаты за телефонные переговоры и влияние "повременки" на будущее благосостояния населения"
При переходе же к повременной оплате для населенияогромное число людей попадет под следующее ограничение 20 минут в день - бесплатные,а за остальное… Однако,огромное количество людей не сможет к этому адаптироваться.1.2… Очень часто многие жители слышат в трубке вместодлинного гудка либо музыку, либо пробивающееся откуда- то радио, либо…

Концепция психологии влияния в книге Р. Чалдини Психология влияния
Основные инструменты влияния Роберта Чалдини: -Стереотипное мышление -Принцип контраста -Взаимный обмен -Обязательство и последовательность… Даже чаще, чем нам может показаться. Во многом это связано с тем, что у нас… Например, к известным стереотипам можно отнести такие, как “все блондинки дуры”, “мужчины умнее женщин”, “Microsoft…

Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества
Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития… Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в… Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде…

Влияние Влияние ошибок делегирования полномочий на социально-психологический климат в организации.
Характер руководства непосредственно влияет на климат в организации. Искусство управления это умение работать посредством других людей, а не… Менеджер должен помнить, что он всего лишь один человек. Независимо от того, как усердно он работает, он не в силах…

Начало духовного пробуждения и участие в нем Лорда Редстока
Автор этих воспоминаний София Павловна Ливен во время одного из своих путешествий была призвана Господом от этой временной жизни в вечные... Христос Воскрес... О деяниях воскресшего Господа среди народа России и в жизни отдельных людей С П Ливен свидетельствует в ясной и...

Нравственные аспекты журналистского видения мира в работах А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" и А.С. Пушкина "Путешествие из Москвы в Петербург"
Одобренные таковою слабостью, они не знали меры своему корыстолюбию, и самые отдалённые родственники временщика с жадностию пользовались кратким его… Время Емельяна Пугачёва, потрясшего до основания абсолютистское государство и… Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами – и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же…

Общественный и церковный деятель Симеон Полоцкий и его вклад в распространение "новой" культуры
Творчество и деятельность его были неординарным, выдающимся культурным явлением.Он вошёл в историю культуры как педагог и воспитатель, поэт и… БОГОСЛОВИЕ И ПЕДАГОГИКА Самуил Емельянович (по более поздним источникам –… Затем он переезжает в Полоцк, где в 1656 году принимает монашество в Полоцком Богоявленском монастыре под именем…

При построении линий влияния в стержнях 1-го типа нужно мысленно отбросить шпренгельные устройства и строить линии влияния усилий без их учета.
На сайте allrefs.net читайте: При построении линий влияния в стержнях 1-го типа нужно мысленно отбросить шпренгельные устройства и строить линии влияния усилий без их учета....

Духовная культура Москвы конца XV—XVI в.
Перед государем они называли себя его холопами. А горожане и крестьяне для всех стали сиротами. Так сложилась на Руси простая, но своеобразная… В Москве заработали летописцы надо писать новую историю Руси. Летописание все… В 70-х годах XV в. была составлена великокняжеская летопись, в которой главное место отводилось феодальной войне при…

Доктрина "Москва - Третий Рим": суть и влияние
Заключение. Литература ВВЕДЕНИЕ Концепция «Москва - Третий Рим» и ее… Идея «Москва- Третий Рим» является смысловой основой мессианской концепции образования Русского централизованного…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения Антропологический подход позволит нам взглянуть на проблему воспитания человека в комплексе. Становление человеческой субъектности, духовное… Нет и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него… А между тем, в младших классах при красочной подаче этих песен и неоднократном их повторении, они становятся одними…
  • Духовное производство и духовное потребление Они имеют возможность воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом… При этом удовлетворение одних духовных потребностей порождало все больше и… Иногда новые научные идеи, технические изобретения, оригинальные художественные произведения опережают свое время и не…
  • Правила произношения латинских слов (латинский) Латынь - мертвый язык, т.е. в настоящее время несуществует людей, для которых этот язык являлся бы родным. Живое произношениеклассического периода… При изучении латинского языкаориентируются не этот образец. .Особенностичтения… Тогда она читается как й ira и ра гнев, но ius йус право, adiuvo адйу во я помогаю. В ряде изданий для обозначения…
  • Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...
  • Симеон Полоцкий и его культурно-просветительская деятельность Менавта Полацк распрацава праект першай вышэйшай навучальнай установы Рас. Да сяго арганзава у Маскве першую свецкую друкарню, якая атрымала права… А пакольк ме немалы дастатак мамасць ацэньвалася шэсцьсот рубл золатам семсот… А вось наконт мя па бацьку па-ранейшаму меркаванн разыходзяцца як н дзна, пэную блытанну тут унс сам Полацк. Дог час…