Молодежная субкультура

простейшем понимании как всё совокупное многообразие стран и народов, переживает в настоящее время колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. При этом скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна. Не равны как стартовые условия, так и последствия происходящих изменений.Общество и культура в целом находятся на перепутье, ищут исторические альтернативы – где-то методом проб и ошибок, где-то опираясь на эмпирические и теоретические изыскания экономистов, социологов, психологов, педагогов и т.д. В конце концов, в своих поисках идентификации и репрезентации собственных состояний и изменений они упираются в неразвернутость, неразвитость и недостаточную разработанность собственных философских оснований деятельности в целом, в материальной и идеальной сферах жизнедеятельности общества.

Одним из самых сложных, с точки зрения назревшей необходимости и возможности целостного осмысления, является круг проблем, напрямую связанных с феноменом молодежных субкультур, с его влиянием на формирование личности, социализацию человека.

Вне всякого сомнения, на данный момент, начало XXI века, проблемы молодежной культуры и формирования личности должны стоять первостепенными в повестке дня стран и сообществ, так как от их разрешения во многом зависит бытие человека. И тому немало объяснений.Во-первых, потому, что проблемы, связанные с молодёжной культурой, в условиях глобализации обострены до предела; их потенциал, доныне прорывавшийся в локальных разрядках, может уже в ближайшие годы привести к взрывообразной социальной катастрофе.

Причём в целом ряде стран не только так называемого «третьего мира», но и во внешне вполне благополучных, развитых странах Западной Европы. Особо следует отметить актуальность и значимость данных проблем для современной России.Ведь кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей.

Для современной России, живущей в условиях демографического спада, стремительного падения авторитета, казалось бы, незыблемых ценностей, особенно в молодёжной среде, значимость этих проблем очевидна.{5} Во-вторых, важность «молодёжной проблематики» особенно возрастает для стран с так называемыми «пограничными культурами», к числу которых относится и Россия.

Особенно в период кризисов. Сейчас, в начале XXI века, наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного, а если шире – то системного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача.В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра. {2} Наконец, в-третьих, от этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России.

Следует отметить тот факт, что круг молодежных проблем находится в тесном взаимодействии с целым рядом историко-философских проблем, в частности – с вопросом о цивилизационной принадлежности той или иной страны.

Один из известных исследователей образования и общества К.Манхейм отметил теснейшую зависимость «статичных» (традиционалистских) обществ от скорости и условий, с которыми они проходят через те или иные преобразования. Им же были обозначены две модели реагирования общества и молодёжи, в частности, на изменения значимого характера.Тем самым К.Манхейм справедливо связал проблемы социализации личности при участии молодёжных субкультур с культурной ориентацией страны.

Следует отметить, что две группы стран, выделенных учёным, полностью совпадают с историко-философской классификацией, делящей цивилизации и страны, к ним относящиеся, на условно «западные» и «восточные». {18} Как отмечал К.Манхейм: «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений.Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение.

Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.В противоположность таким статичным, медленно изменяющимся обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью». {3} Таким образом, круг проблем, связанных с молодёжной субкультурой, является одним из самых сложных не только в отечественной культуре, но и для подавляющего большинства стран Запада.

Между тем, современное общество в должной мере еще не осознало ни масштабов этой проблемы, ни ее мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных ее проявлений.Представляется, что одной из причин всё ещё недостаточного внимания к проблемам молодёжи является недостаточность целостного осмысления проблемы молодежных субкультур во всем её современном объеме.

Ведь молодёжные субкультуры оказывают сильное воздействие на все сферы жизни современной молодёжи: политическую, экономическую, нравственно-эстетическую и т.д. Однако в науке изучению этих сфер уделяется неодинаковое внимание. Так, нравственно-эстетической направленности формирования личности уделяется значительно меньше внимания, чем остальным сферам.А между тем, очевидно, что в условиях глобализации именно эта сфера нуждается во всё более глубоком и разностороннем изучении.

Проблемам молодежи посвящены исследования многих как отечественных, так и зарубежных ученых: О.С. Богдановой, А.Ю. Гончарука, С.В. Дормадехина, И.П. Клемантович, Е.А. Левановой, А.В. Мудрика, Т.Л. Павловой, В.И. Петровой, Р.Г. Резакова, И. Таллмана, Р. Маротц-Бадена, П. Пиндаса и др. Несмотря на многочисленные исследования, многие проблемы остались неизученными.Так на сегодняшний день, начало XXI века, в наших гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на формирование личности проанализированы недостаточно.

И если раньше это было связано, прежде всего, с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью концептуальных наработок.В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. К тому же практически неучтённым фактором остаётся механизм формирования субкультуры работающей молодежи. {4} Выше сказанное, на наш взгляд, определило актуальность темы дипломной работы: «Работающая молодежь Центрального района г. Новосибирска в контексте молодежной субкультуры 2000-х годов» Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных психологических, социологических и педагогических исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.

Поэтому ЦЕЛЬ работы – выявить механизм формирования субкультуры работающей молодежи.

Исходя из цели, были определены следующие ЗАДАЧИ:  Выявить особенности субкультуры работающей молодежи o рассмотреть историческую постановку проблемы; o изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме;  Проанализировать особенности формирования субкультуры работающей молодежи Центрального района г. Новосибирска. o Предоставить конкретные материалы; o Сопоставить их с другими материалами; o Констатировать специфику.  Разработать программу по молодежной политике – как деятельность по целенаправленному влиянию на формирование субкультуры работающей молодежи.

Исходя из цели и задач исследования, мы выстроили ГИПОТЕЗУ: молодежная субкультура являясь с одной стороны отражением интересов, склонностей, ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек, с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов, тем самым на формирование их норм и ценностей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: субкультура работающей молодежи. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: механизм формирования субкультуры СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использовавшейся литературы.В главе 1 дан анализ зарубежной и отечественной литературы и определены основные понятия.

Формирование личности предполагает становление определенной системы норм и жизненных ценностей человека.Во многом на становление этой системы оказывает влияние молодежная субкультура, под которой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов ( 42, С. 335 ). Во 2 главе описаны особенности формирования субкультуры работающей молодежи Центрального района г. Новосибирска ( 29, С. 49 ). В 3 главе представлена программа по молодежной политике – как деятельность по целенаправленному влиянию на формирование субкультуры работающей молодежи.

И в заключении речь идет о взаимозависимости и взаимодополняемости культуры всего общества. Отметим, что вопросы развития молодежной субкультуры, ее места в процессе формирования норм и ценностей личности привлекали внимание многих педагогов, психологов и социологов, но они не получили детальной разработки в научных исследованиях.

Наиболее конкретно в этом плане рассматривали проблему И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. Т. Лисовский. В своих работах молодежную субкультуру они представляют как фактор, способствующий личностному, творческому развитию личности. Это развитие они видят в участии юношества в деятельности молодежных групп, где важным средством коммуникации является общение. В начале 90 - х годов в журнале « СоцИс » был опубликован ряд статей, посвященных молодежным проблемам.Авторы статей - А.П.Файн, Ю.Н. Давыдов, И.Н. Андреева, Н.Я.Голубкова, Л.Г.Новикова, рассматривают систему ценностей и нормы молодежной субкультуры. Они связывают субкультурную активность молодежи с отсутствием нормальных механизмов социализации в общественной практике.

Андреева, Голубкова, Новикова решили, что созданная субкультура, в основном, досуговая, и изучили те ценностные установки и образцы поведения молодежи в сфере свободного времени, которые являются ее основой.Исследования в сфере молодежного неформального движения в России проводили Д.В. Ольшанский, В.Ф. Левичева.

Они отмечают, что молодежная субкультура является формой самоиндентификации поколения.Молодежь наиболее чутко улавливает новые тенденции в развитии культуры, поэтому в ее среде зарождаются новые течения в музыке, литературе, искусстве {19, 20, 35 }. Интересными на наш взгляд являются материалы круглого стола по проблемам юношеских объединений, который был проведен издательством « Юридическая литература ». В обсуждении вопросов, связанных с развитием неформального молодежного движения в России, его тенденциями и перспективами, принимали участие такие ведущие специалисты, как Лисовский В.Т Левичева В.Ф Забрянский Г.И Савинкова Е.Н и др. {16 }. В 90 - х годах в свет вышло несколько сборников, посвященных молодежным проблемам.

К сожалению, многие из них носят описательный характер, не затрагивают глубинных сторон юношеского и молодежного самоопределения.Однако, работа З.В.Сикевич « Молодежная культура: « за » и « против »», сборники « Молодежь России на рубеже 90 - х годов », « Молодежь России: тенденции и перспективы » являются интересными исследованиями течений в молодежной культуре. {47} Знакомство с работами перечисленных и других авторов позволило нам увидеть, таким образом, что подробного, комплексного исследования по поставленной проблеме нет. Поэтому в рамках дипломной работы мы делаем попытку проследить механизм форирования субкультуры работающей молодежи.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНАЛИЗА СУБКУЛЬТУРЫ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ 1.1. Историческая постановка проблемы Многим в настоящее время кажется, что история молодежного движения в России представляет собой историю комсомола (разумеется, до его самоизменения в 1991г.). Справедливо утверждать, что история молодежного движения – это и история комсомола, но совершенно несправедливо утверждать обратное: что история комсомола – это и есть история, собственно, молодежного движения.

Такое допущение неверно в принципе, ибо оно оставляет «за бортом» все остальные объединения молодежи, созданные в России прежде коммунистического союза, действовавшие помимо него и подвергавшиеся гонениям за неподчинение официальной идеологии.

Характерной чертой молодежного движения в России является его тесная связь в политическими процессами в стране. {58} Если попытаться дать периодизацию молодежного движения в России в досоветский период, то можно, со всеми оговорками об условности любой периодизации, выделить три периода.

Первый охватывает период с конца XIX века до революции 1905-1907 гг. Второй – с 1907-1908 гг. до февраля 1917 г. И третий – от февраля 1917 г. до 1922-1923 гг. В первый период наиболее активная часть передовой молодежи будет стремиться реализовать себя через участие в неформальном и нелегальном движении, по преимуществу студенческом. {43} Новый период в развитии молодежного движения в России наступил после революции 1905 года, когда стали создаваться первые легальные молодежные объединения.

В 1909 году Председатель Совета министров Пётр Аркадьевич Столыпин, проводивший политику под девизом: «Революции – отпор, стране – реформы», вместе со своим маленьким сыном Аркашей вступил в петербургское отделение молодёжной организации «Союз Русского Сокольства». Объединения русских соколов были первыми формами самоорганизации русской молодёжи, получившими всенародное признание, государственную регистрацию своих документов и благословение высшего общества на работу с молодым поколением на началах « имеющих целью гармоническое развитие духа и тела человека в направлении непрестанного совершенствования на пользу своего народа, а через него славянства и всего человечества». Организации русских соколов были созданы в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринославе, Орле, Воронеже, Новороссийске, Каменецк-Подольске, Полтаве, Таганроге, Харькове, Новочеркасске, Чернигове и в других городах. Кроме того, Союз Русского Сокольства в 1912 году был включён в Международный Союз Славянского сокольства.

Само по себе, международное движение соколов было задумано и организационно подготовлено ещё в конце XIX века чешским доктором философии и эстетики Мирославом Тыршем, который задумывал движение как всемирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершенствовании своего тела и своего духа на пользу своего народа. Несмотря на панславянский характер движения соколов, в России, в силу действующей системы общественно-государственных отношений, в соколы свободно записывались представители самых различных этнических групп.

При этом организация русских соколов оставалась сугубо внепартийной и неполитической по своей сути, а своими задачами определяла физическое и духовное воспитание русских людей и борьбу с их денационализацией.

В короткое время русские соколы снискали себе доверие у народа, а их организация стала весьма популярной у русской молодёжи, – это при том, что помимо Союза Русского Сокольства в России было ещё движение русских скаутов. {64, 71} В 1908 году Николай II ознакомился с книгой британского полковника Р. Баден-Пауэлла «Юный скаут», под впечатлением от прочтения которой принял решение инициировать скаутское движения в России.

Для этой цели офицерам русской армии, вышедшим в отставку, было предложено заняться воспитанием молодого поколения России.Вышедший в 1909 г. русский перевод книги (под названием «Юный разведчик») был распродан в рекордные сроки, и сразу же потребовалось переиздать книгу заново, – интерес к скаутам все более возрастал.

В Москве и Санкт-Петербурге, на Дону и в Средней Азии, в Сибири и Малороссии – везде стали появляться группы, дружины и отряды юных скаутов. Повсеместно в России молодые скауты ходили в походы, ночевали у костра, учились походной медицине, занимались физкультурой, посещали церковь и учились.Учились самодисциплине и непритязательности, усердию и настойчивости, физической выносливости и душевному очищению – всем качествам настоящего скаута, записанным в правилах организации.

Известно, что посетивший в 1910 г. Россию Р. Баден-Пауэлл был приятно поражен увиденным им интересом к скаутскому движению, о чем упомянул в беседе с Николаем II. В это время уже выходил специальный научный журнал «Ученик», и первым скаутом России был назван цесаревич Алексей, а спустя еще некоторое время было создано специальное «Общество содействия организации юных разведчиков (скаутов)», покровительство над которым взяла Великая княгиня Елизавета Федоровна.Широта Российской империи и богатство ее культуры не могли не отразиться на скаутском движении: где скаутов так и называли - скаутами, где – разведчиками, а где и вовсе – потешными. Так возникла естественная необходимость проведения объединительного союза.

В 1915 г. в Петрограде прошел «Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом». У скаутов даже была введена своя иерархия, включающая в себя: схему организации скаутских патронирующих обществ; скаутские ранги; схему организации отрядов скаутов. {13, 37} Непременность почтительного отношения к Богу роднит скаутов с другой молодежной организацией России – Российским Христианским Обществом Молодых Людей «Маяк». Общество было зарегистрировано в 1905 году в качестве отделения Международного Союза Молодых Христиан.

По инициативе американского гражданина Дж. Стокса в России работу Общества организовывал имперский чиновник барон П.Н. Николаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес. Так же как и движения скаутов и соколов, Общество молодых студентов-христиан пользовалось широкой поддержкой значительных слоёв народа, ведь, не имея государственных дотаций, оно, тем не менее, располагало значительными помещениями, солидным бюджетом и техническими возможностями.

Провозглашая целью своей работы содействие молодежи в достижении нравственного, умственного и физического развития, Общество всеми силами пропагандировало христианские ценнос.