рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура - раздел Культура, Простейшем Понимании Как Всё Совокупное Многообразие Стран И Народов, Пережи...

простейшем понимании как всё совокупное многообразие стран и народов, переживает в настоящее время колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. При этом скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна. Не равны как стартовые условия, так и последствия происходящих изменений.Общество и культура в целом находятся на перепутье, ищут исторические альтернативы – где-то методом проб и ошибок, где-то опираясь на эмпирические и теоретические изыскания экономистов, социологов, психологов, педагогов и т.д. В конце концов, в своих поисках идентификации и репрезентации собственных состояний и изменений они упираются в неразвернутость, неразвитость и недостаточную разработанность собственных философских оснований деятельности в целом, в материальной и идеальной сферах жизнедеятельности общества.

Одним из самых сложных, с точки зрения назревшей необходимости и возможности целостного осмысления, является круг проблем, напрямую связанных с феноменом молодежных субкультур, с его влиянием на формирование личности, социализацию человека.

Вне всякого сомнения, на данный момент, начало XXI века, проблемы молодежной культуры и формирования личности должны стоять первостепенными в повестке дня стран и сообществ, так как от их разрешения во многом зависит бытие человека. И тому немало объяснений.Во-первых, потому, что проблемы, связанные с молодёжной культурой, в условиях глобализации обострены до предела; их потенциал, доныне прорывавшийся в локальных разрядках, может уже в ближайшие годы привести к взрывообразной социальной катастрофе.

Причём в целом ряде стран не только так называемого «третьего мира», но и во внешне вполне благополучных, развитых странах Западной Европы. Особо следует отметить актуальность и значимость данных проблем для современной России.Ведь кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей.

Для современной России, живущей в условиях демографического спада, стремительного падения авторитета, казалось бы, незыблемых ценностей, особенно в молодёжной среде, значимость этих проблем очевидна.{5} Во-вторых, важность «молодёжной проблематики» особенно возрастает для стран с так называемыми «пограничными культурами», к числу которых относится и Россия.

Особенно в период кризисов. Сейчас, в начале XXI века, наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного, а если шире – то системного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача.В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра. {2} Наконец, в-третьих, от этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России.

Следует отметить тот факт, что круг молодежных проблем находится в тесном взаимодействии с целым рядом историко-философских проблем, в частности – с вопросом о цивилизационной принадлежности той или иной страны.

Один из известных исследователей образования и общества К.Манхейм отметил теснейшую зависимость «статичных» (традиционалистских) обществ от скорости и условий, с которыми они проходят через те или иные преобразования. Им же были обозначены две модели реагирования общества и молодёжи, в частности, на изменения значимого характера.Тем самым К.Манхейм справедливо связал проблемы социализации личности при участии молодёжных субкультур с культурной ориентацией страны.

Следует отметить, что две группы стран, выделенных учёным, полностью совпадают с историко-философской классификацией, делящей цивилизации и страны, к ним относящиеся, на условно «западные» и «восточные». {18} Как отмечал К.Манхейм: «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений.Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение.

Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.В противоположность таким статичным, медленно изменяющимся обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью». {3} Таким образом, круг проблем, связанных с молодёжной субкультурой, является одним из самых сложных не только в отечественной культуре, но и для подавляющего большинства стран Запада.

Между тем, современное общество в должной мере еще не осознало ни масштабов этой проблемы, ни ее мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных ее проявлений.Представляется, что одной из причин всё ещё недостаточного внимания к проблемам молодёжи является недостаточность целостного осмысления проблемы молодежных субкультур во всем её современном объеме.

Ведь молодёжные субкультуры оказывают сильное воздействие на все сферы жизни современной молодёжи: политическую, экономическую, нравственно-эстетическую и т.д. Однако в науке изучению этих сфер уделяется неодинаковое внимание. Так, нравственно-эстетической направленности формирования личности уделяется значительно меньше внимания, чем остальным сферам.А между тем, очевидно, что в условиях глобализации именно эта сфера нуждается во всё более глубоком и разностороннем изучении.

Проблемам молодежи посвящены исследования многих как отечественных, так и зарубежных ученых: О.С. Богдановой, А.Ю. Гончарука, С.В. Дормадехина, И.П. Клемантович, Е.А. Левановой, А.В. Мудрика, Т.Л. Павловой, В.И. Петровой, Р.Г. Резакова, И. Таллмана, Р. Маротц-Бадена, П. Пиндаса и др. Несмотря на многочисленные исследования, многие проблемы остались неизученными.Так на сегодняшний день, начало XXI века, в наших гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на формирование личности проанализированы недостаточно.

И если раньше это было связано, прежде всего, с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью концептуальных наработок.В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. К тому же практически неучтённым фактором остаётся механизм формирования субкультуры работающей молодежи. {4} Выше сказанное, на наш взгляд, определило актуальность темы дипломной работы: «Работающая молодежь Центрального района г. Новосибирска в контексте молодежной субкультуры 2000-х годов» Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных психологических, социологических и педагогических исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.

Поэтому ЦЕЛЬ работы – выявить механизм формирования субкультуры работающей молодежи.

Исходя из цели, были определены следующие ЗАДАЧИ:  Выявить особенности субкультуры работающей молодежи o рассмотреть историческую постановку проблемы; o изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме;  Проанализировать особенности формирования субкультуры работающей молодежи Центрального района г. Новосибирска. o Предоставить конкретные материалы; o Сопоставить их с другими материалами; o Констатировать специфику.  Разработать программу по молодежной политике – как деятельность по целенаправленному влиянию на формирование субкультуры работающей молодежи.

Исходя из цели и задач исследования, мы выстроили ГИПОТЕЗУ: молодежная субкультура являясь с одной стороны отражением интересов, склонностей, ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек, с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов, тем самым на формирование их норм и ценностей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: субкультура работающей молодежи. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: механизм формирования субкультуры СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использовавшейся литературы.В главе 1 дан анализ зарубежной и отечественной литературы и определены основные понятия.

Формирование личности предполагает становление определенной системы норм и жизненных ценностей человека.Во многом на становление этой системы оказывает влияние молодежная субкультура, под которой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов ( 42, С. 335 ). Во 2 главе описаны особенности формирования субкультуры работающей молодежи Центрального района г. Новосибирска ( 29, С. 49 ). В 3 главе представлена программа по молодежной политике – как деятельность по целенаправленному влиянию на формирование субкультуры работающей молодежи.

И в заключении речь идет о взаимозависимости и взаимодополняемости культуры всего общества. Отметим, что вопросы развития молодежной субкультуры, ее места в процессе формирования норм и ценностей личности привлекали внимание многих педагогов, психологов и социологов, но они не получили детальной разработки в научных исследованиях.

Наиболее конкретно в этом плане рассматривали проблему И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. Т. Лисовский. В своих работах молодежную субкультуру они представляют как фактор, способствующий личностному, творческому развитию личности. Это развитие они видят в участии юношества в деятельности молодежных групп, где важным средством коммуникации является общение. В начале 90 - х годов в журнале « СоцИс » был опубликован ряд статей, посвященных молодежным проблемам.Авторы статей - А.П.Файн, Ю.Н. Давыдов, И.Н. Андреева, Н.Я.Голубкова, Л.Г.Новикова, рассматривают систему ценностей и нормы молодежной субкультуры. Они связывают субкультурную активность молодежи с отсутствием нормальных механизмов социализации в общественной практике.

Андреева, Голубкова, Новикова решили, что созданная субкультура, в основном, досуговая, и изучили те ценностные установки и образцы поведения молодежи в сфере свободного времени, которые являются ее основой.Исследования в сфере молодежного неформального движения в России проводили Д.В. Ольшанский, В.Ф. Левичева.

Они отмечают, что молодежная субкультура является формой самоиндентификации поколения.Молодежь наиболее чутко улавливает новые тенденции в развитии культуры, поэтому в ее среде зарождаются новые течения в музыке, литературе, искусстве {19, 20, 35 }. Интересными на наш взгляд являются материалы круглого стола по проблемам юношеских объединений, который был проведен издательством « Юридическая литература ». В обсуждении вопросов, связанных с развитием неформального молодежного движения в России, его тенденциями и перспективами, принимали участие такие ведущие специалисты, как Лисовский В.Т Левичева В.Ф Забрянский Г.И Савинкова Е.Н и др. {16 }. В 90 - х годах в свет вышло несколько сборников, посвященных молодежным проблемам.

К сожалению, многие из них носят описательный характер, не затрагивают глубинных сторон юношеского и молодежного самоопределения.Однако, работа З.В.Сикевич « Молодежная культура: « за » и « против »», сборники « Молодежь России на рубеже 90 - х годов », « Молодежь России: тенденции и перспективы » являются интересными исследованиями течений в молодежной культуре. {47} Знакомство с работами перечисленных и других авторов позволило нам увидеть, таким образом, что подробного, комплексного исследования по поставленной проблеме нет. Поэтому в рамках дипломной работы мы делаем попытку проследить механизм форирования субкультуры работающей молодежи.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНАЛИЗА СУБКУЛЬТУРЫ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ 1.1. Историческая постановка проблемы Многим в настоящее время кажется, что история молодежного движения в России представляет собой историю комсомола (разумеется, до его самоизменения в 1991г.). Справедливо утверждать, что история молодежного движения – это и история комсомола, но совершенно несправедливо утверждать обратное: что история комсомола – это и есть история, собственно, молодежного движения.

Такое допущение неверно в принципе, ибо оно оставляет «за бортом» все остальные объединения молодежи, созданные в России прежде коммунистического союза, действовавшие помимо него и подвергавшиеся гонениям за неподчинение официальной идеологии.

Характерной чертой молодежного движения в России является его тесная связь в политическими процессами в стране. {58} Если попытаться дать периодизацию молодежного движения в России в досоветский период, то можно, со всеми оговорками об условности любой периодизации, выделить три периода.

Первый охватывает период с конца XIX века до революции 1905-1907 гг. Второй – с 1907-1908 гг. до февраля 1917 г. И третий – от февраля 1917 г. до 1922-1923 гг. В первый период наиболее активная часть передовой молодежи будет стремиться реализовать себя через участие в неформальном и нелегальном движении, по преимуществу студенческом. {43} Новый период в развитии молодежного движения в России наступил после революции 1905 года, когда стали создаваться первые легальные молодежные объединения.

В 1909 году Председатель Совета министров Пётр Аркадьевич Столыпин, проводивший политику под девизом: «Революции – отпор, стране – реформы», вместе со своим маленьким сыном Аркашей вступил в петербургское отделение молодёжной организации «Союз Русского Сокольства». Объединения русских соколов были первыми формами самоорганизации русской молодёжи, получившими всенародное признание, государственную регистрацию своих документов и благословение высшего общества на работу с молодым поколением на началах « имеющих целью гармоническое развитие духа и тела человека в направлении непрестанного совершенствования на пользу своего народа, а через него славянства и всего человечества». Организации русских соколов были созданы в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринославе, Орле, Воронеже, Новороссийске, Каменецк-Подольске, Полтаве, Таганроге, Харькове, Новочеркасске, Чернигове и в других городах. Кроме того, Союз Русского Сокольства в 1912 году был включён в Международный Союз Славянского сокольства.

Само по себе, международное движение соколов было задумано и организационно подготовлено ещё в конце XIX века чешским доктором философии и эстетики Мирославом Тыршем, который задумывал движение как всемирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершенствовании своего тела и своего духа на пользу своего народа. Несмотря на панславянский характер движения соколов, в России, в силу действующей системы общественно-государственных отношений, в соколы свободно записывались представители самых различных этнических групп.

При этом организация русских соколов оставалась сугубо внепартийной и неполитической по своей сути, а своими задачами определяла физическое и духовное воспитание русских людей и борьбу с их денационализацией.

В короткое время русские соколы снискали себе доверие у народа, а их организация стала весьма популярной у русской молодёжи, – это при том, что помимо Союза Русского Сокольства в России было ещё движение русских скаутов. {64, 71} В 1908 году Николай II ознакомился с книгой британского полковника Р. Баден-Пауэлла «Юный скаут», под впечатлением от прочтения которой принял решение инициировать скаутское движения в России.

Для этой цели офицерам русской армии, вышедшим в отставку, было предложено заняться воспитанием молодого поколения России.Вышедший в 1909 г. русский перевод книги (под названием «Юный разведчик») был распродан в рекордные сроки, и сразу же потребовалось переиздать книгу заново, – интерес к скаутам все более возрастал.

В Москве и Санкт-Петербурге, на Дону и в Средней Азии, в Сибири и Малороссии – везде стали появляться группы, дружины и отряды юных скаутов. Повсеместно в России молодые скауты ходили в походы, ночевали у костра, учились походной медицине, занимались физкультурой, посещали церковь и учились.Учились самодисциплине и непритязательности, усердию и настойчивости, физической выносливости и душевному очищению – всем качествам настоящего скаута, записанным в правилах организации.

Известно, что посетивший в 1910 г. Россию Р. Баден-Пауэлл был приятно поражен увиденным им интересом к скаутскому движению, о чем упомянул в беседе с Николаем II. В это время уже выходил специальный научный журнал «Ученик», и первым скаутом России был назван цесаревич Алексей, а спустя еще некоторое время было создано специальное «Общество содействия организации юных разведчиков (скаутов)», покровительство над которым взяла Великая княгиня Елизавета Федоровна.Широта Российской империи и богатство ее культуры не могли не отразиться на скаутском движении: где скаутов так и называли - скаутами, где – разведчиками, а где и вовсе – потешными. Так возникла естественная необходимость проведения объединительного союза.

В 1915 г. в Петрограде прошел «Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом». У скаутов даже была введена своя иерархия, включающая в себя: схему организации скаутских патронирующих обществ; скаутские ранги; схему организации отрядов скаутов. {13, 37} Непременность почтительного отношения к Богу роднит скаутов с другой молодежной организацией России – Российским Христианским Обществом Молодых Людей «Маяк». Общество было зарегистрировано в 1905 году в качестве отделения Международного Союза Молодых Христиан.

По инициативе американского гражданина Дж. Стокса в России работу Общества организовывал имперский чиновник барон П.Н. Николаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес. Так же как и движения скаутов и соколов, Общество молодых студентов-христиан пользовалось широкой поддержкой значительных слоёв народа, ведь, не имея государственных дотаций, оно, тем не менее, располагало значительными помещениями, солидным бюджетом и техническими возможностями.

Провозглашая целью своей работы содействие молодежи в достижении нравственного, умственного и физического развития, Общество всеми силами пропагандировало христианские ценнос.

– Конец работы –

Используемые теги: Молодежная, Субкультура0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Молодежная субкультура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социально психологические особенности молодежных субкультур
При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в… К сожалению, для нашей страны в современной ситуации наиболее актуальным… М. Академия , 2005 Одним из возможных аспектов этого негативного влияния выступает наркотизация молодежи в…

Роль хип-хопа в молодежной субкультуре
Иногда они представляют собой своеобразный вызов обществу, стихийный протест против конкретных общественных явлений, поиск иных идеалов. Оно… Это альтернативные формы культуры, связанные с процессом создания и выработки… Неформальные объединения и движения молодежи имеют определенные функции. Одной из главных является возможность…

Молодежная субкультура
И все таки тот мир, который описан ниже, уже стал историей. Итак, теперь, кгда данная тема несколко остыла, хи- повская Система может бвть… И наоборот зависимость структуры отношений в сообществе от значений,… Но все-таки существует ярко выраженное деле- ние на своих и чужих, общие символы и их стандартные интерпретации, свои…

Молодежные субкультуры
Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности,… М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения… Молодежные субкультуры и молодежная контркультура выявили свое значение как часть механизма культурных инноваций,…

Социология молодежи (Молодежный экстремизм и молодежная субкультура)
А мои друзья по школе и теперь по университету достаточно часто говорили о том, что понимания со старшими нет и быть не может.От чего это… Единственное, что я понял совершенно это то, что занятия социологией требуют… Это было всегда, но сегодня, в эпоху идейного хаоса, пожалуй, особенно заметно. А молодежный экстремизм, как мне…

Молодежная субкультура
Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная от народной, аристократическая от демократической, христианская от… Некоторые образования культуры отражают социальные или демографические… Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Судьбу человека, который нарушил заветы,…

Современные молодежные субкультуры в промышленном центре на примере г.Липецка
Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие…

Молодежная субкультура и досуг
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни утратой… Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля… Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей…

Молодежная субкультура. Толкиенисты
Объект исследования - молодежная субкультура. Предмет - молодежная субкультура толкиенистов в социологии. Цель данной работы: подробно разобрать… Начнем с определения культуры и субкультуры. Слово "культура" происходит от… Существование субкультур является неизбежным следствием культурной дезинтеграции, ситуации, когда каждый может - и…

Неформальные молодежные объединения
А я сам отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д.… Кроме того я считаю что эта тема неформалов очень актуальна в наши дни, она… Эту работу можно сравнить с фотографией яхт на море сделанной с берега можно увидеть их очертания, общее количество,…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Интернет как субкультура Для этого необходимо употребить сленг, использующийся в компьютерном сообществе. Можно сказать что, современное компьютерное сообщество, может иметь… Это наиболее широкий слой компьютерного сообщества. Далее вверх по пирамиде, стоит группа, называемая пойнты. За ними…
  • Молодежное движение 60-х. Этап первый: HIРРIES Была предпринята попытка опрокинутьсложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эры - Эры Любви. Молодежьхотела иных взаимоотношений между… Beatles были их гимном, Керуак - философией, а битловское же All you needis… Чрезвычайно интересны воспоминанияписателя Василия Аксенова об этом времени, которые я приведу максимальнополными…
  • Молодежное движение 60-х. Этап первый: Hippies Десятки тысяч молодых людей в Старом и Hовом свете одновременно порвали демонстративно с укладом жизни своих родителей, попытались вырваться из… Beatles были их гимном, Керуак - философией, а битловское же "All you need is… И называли они себя странно: хиппи. Чрезвычайно интересны воспоминания писателя Василия Аксенова об этом времени,…
  • Неформальные молодежные объединения А я сам отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д. Но… Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения,… Рассматривая неформальные объединения, я попытаюсь определить роль и место самодеятельных общественных формирований в…
  • Гендерные субкультуры На сайте allrefs.net читайте: Гендерные субкультуры...