Альманах как социокультурный тип периодики

Альманах как социокультурный тип периодики Ирина Прохорова Альманах (слово не имеет однозначной этимологии; возможно как арабское происхождение от al-munah, что означает "место на привале, где можно услышать любопытные рассказы", так и древнегреческое/латинское - "египетские календари") является важным социокультурным типом периодики. В России сначала альманахами называли календари или месяцесловы с предсказаниями на наступающий год, а затем непериодические литературные сборники.Критерии выделения альманаха как типа издания неустойчивы, и до сих пор у исследователей русской литературы и журналистики нет сколько-нибудь единого мнения по этому поводу (Н.П. Смирнов-Сокольский, В.А. Архипов, О.Д. Голубева, Б.И. Есин, А.И. Рейтблат, В.И. Коровин и др.). Трудно полностью согласиться с толкованием понятия "альманах" в академическом " Словаре русского языка" (1985 г.) - "непериодический сборник произведений литературно-художественного, исторического и публицистического характера различных авторов-современников". Итак, Основными чертами альманаха, очевидно, надо считать: Итак, а) по периодичности: связь с ежегодным циклом жизни (как правило, альманахи издаются к Новому году); Итак, б) по содержанию: собрание разнообразных материалов разных авторов при отсутствии четкой архитектоники (обычно альманахи представляют ранее неопубликованные произведения целиком или в отрывках); Итак, в) по назначению: "выставка" произведений, относящихся к одной или нескольким сферам духовной деятельности (литература, искусство, критика, публицистика, наука и проч.), как с задачами удовлетворения интересов и потребностей читателей, самореализации автора как творческой личности, так и коммерческими целями (получение дохода издателем и с началом профессионализации литературного труда авторами). Итак, В большом потоке альманахов можно выделить несколько подтипов в зависимости от ряда факторов.

Итак, А. От содержания (литературные, литературно-критические, театральные, музыкальные, публицистические и пр.). Итак, Б. От принципов взаимоотношений издателя и авторов (по образной характеристике В.Г. Белинского "аристократы", то есть качественные альманахи авторитетных издателей, привлекавших известных авторов, "мещане", то есть издания литераторов "средней руки", лишь изредка украшавшиеся именами знаменитостей, и "черный народ" - сборники третьеразрядных авторов). Итак, В. От аудиторной направленности - универсальные, женские, детские.

Итак, Г. От места издания и соответствующего подбора авторов и региона распространения: столичные (московские и петербургские), провинциальные, заграничные и нелегальные (включавшие бесцензурные материалы - т.н. "тамиздат" и "самиздат"). Итак, Д. От формы издания (формат, объем, оформление) Альманах - развивающееся социокультурное явление, в своей динамике отражающее изменения в общественно-культурной жизни страны.

Рождение альманаха в России обычно связывают с именем Н.М. Карамзина - зачинателя новой русской журналистики, создаваемой с учетом европейского опыта.

Но еще задолго до его "Аглаи" (1794-1795) и " Аонид" (1796, 1797, 1799), действительно построенных во многом по образцу европейских, прежде всего французских, "календарей муз", в России, как и в других странах, были распространены разного рода (рукописные и печатные) сборники произведений духовного и светского содержания, астрономические таблицы, служившие "настольными книгами", которые можно считать своеобразными "праальманахами". Традиции их создателей безусловно повлияли и на создателей первых русских альманахов. Своим расцветом в середине 20-х- первой половине 30-х годов XIX века альманах обязан невиданному успеху "Полярной Звезды" К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева (1825-1825) и "Северных цветов" А.А. Дельвига (1825-1832). По словам А.С. Пушкина, "альманахи сделались представителями нашей словесности". Следует выделить несколько причин популярности и влияния этого типа изданий в те годы. Во-первых, сложилась острая потребность общества в "ежегодных выставках литературы" в период смены социокультурных эпох. В эти годы литература в основном представлена поэзией и, соответственно, небольшими по объему произведениями, что облегчало задачу собирателей альманахов, превращавшихся в "энциклопедическое эхо своего времени" (П. А. Плетнев). Во-вторых, альманах был удобной формой для выступления группы литераторов определенной "школы", направления, не решавшихся взяться за многотрудное дело издания журнала.

Тем более, что в условиях правительственных ограничений в сфере печати было легче получить разрешение на издание альманаха.

Затухание альманашного бума ко второй половине 30-х гг. обусловлено началом серьезной коммерческой конкуренции в издательской сфере и ростом популярности прозаических жанров, которые трудно вместить в привычные рамки альманаха.

В этих условиях неизбежно снижалось качество этого типа изданий и соответственно падал интерес к ним. Форма альманаха требовала изменения.

Эволюция альманаха проявилась в смене "карманных книжек" объемными литературными сборниками, способными включать целые прозаические произведения.

Начало этому положило "Новоселье" (1833-1834) А.Ф. Смирдина и О.И. Сенковского.

Расцвет литературных сборников пришелся на первую половину 40-х гг. Х1Х века - время становления "натуральной школы", то есть опять на момент перехода от одной социальнокультурной ситуации к другой.Ярчайшими представителями этого вида альманаха стали некрасовские "Физиология Петербурга" (обе книги вышли в 1845 г.) и "Петербургский сборник" (1846). Во второй половине XIX века альманах-сборник надолго уступает позиции толстому журналу, то есть изданию, более отвечающему потребностям тогдашнего читателя в многообразии, актуальности и четко выраженной направленности содержания.

Исключение составляет близкий по типу к журналу альманах "Полярная Звезда" А.И. Герцена и Н.П. Огарева, издававшийся в 1855-1868 гг. Вольной русской типографией за границей и распространявшийся по всей России.

В начале XX в когда крайне обострилась литературно-общественная борьба, возникали и распадались литературные группировки, усложнился процесс идейного и творческого самоопределения отдельных писателей и их объединений, потребность в альманахе вновь возросла, тем более при скептическом отношении многих писателей к идеологическим течениям того времени, к узкой догматичности и эклектической неопределенности общественных программ журналов.Показательно стремление символистского альманаха " Северные цветы" возобновить пушкинскую традицию, понятую ими как завет ("предание") внепартийного издания.

Усиление позиций альманахов вызвало опасения журнальных деятелей, что конкуренты станут "палкой, брошенной в колесо дальнейшего роста журнального дела" (Волжский в "Журнале для всех"). Тиражи крупнейших литературных сборников альманашного типа "Знание", выходивших под руководством А.М. Горького (1904-1913), и альманахов издательства " Шиповник" (1907-1917) доходили до 65 и 26 тысяч экз. соответственно, что свидетельствует о влиятельности издававших их группировок.

При всей принципиальной разнице позиций (реалистической и модернистской) и конкурентной борьбе общим для них было осознание своей высокой миссии и следование более или менее определенной литературно-общественной линии. Традиции этого, третьего периода в развитии альманахов во многом продолжают альманахи и сборники первых лет Советской власти.Однако вскоре в связи с установлением жестких идеологических рамок традиции прошлого будут жить в очень усеченном виде. На смену альманахам с широкой идейно-творческой платформой приходят ежегодники очерков и публицистики, поэтические сборники, издаваемые контролируемыми государством творческими союзами.

Серьезное развитие этот вид альманахов получил в послевоенные годы. Таковы, например, "Шаги" (1977-1991) и " День поэзии", издававшийся параллельно в Москве (1956-1990) и Ленинграде (1961-1989). Особое место принадлежит рукописному бесцензурному альманаху "Метрополь" (1979), объединившему "бездомную литературу" известных писателей и критиков.

В постсоветскую эпоху как творческие союзы, так и отдельные группы писателей предприняли издание ряда альманахов и сборников, правда, зачастую недолговечных. В частности, возобновился "День поэзии". На рубеже XX и XXI веков картина альманашного мира как никогда пестра и неустойчива, что естественно в переходную эпоху.В социокультурном типе альманаха отражается его промежуточное положение между "домашней" культурой (носителями которой становятся неформальные объединения типа кружков) и более широкой "публичной" культурой (представителями которой выступают литературно-общественные группировки, школы и "партии" со своими более или менее постоянными печатными органами). Промежуточное положение альманаха связано и с его местом между альбомом, книгой и журналом, от которых он отличается периодичностью, структурой и объемом.

На разных этапах существования альманахов они воспринимались как необходимая ступень к изданию журналов.

С данными особенностями альманахов связана как присущая им недолговечность, так и "вечность" этого социокультурного типа периодики. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru/.