рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Альманах как социокультурный тип периодики

Альманах как социокультурный тип периодики - раздел Культура, Альманах Как Социокультурный Тип Периодики Ирина Прохорова Альманах (Слово Н...

Альманах как социокультурный тип периодики Ирина Прохорова Альманах (слово не имеет однозначной этимологии; возможно как арабское происхождение от al-munah, что означает "место на привале, где можно услышать любопытные рассказы", так и древнегреческое/латинское - "египетские календари") является важным социокультурным типом периодики. В России сначала альманахами называли календари или месяцесловы с предсказаниями на наступающий год, а затем непериодические литературные сборники.Критерии выделения альманаха как типа издания неустойчивы, и до сих пор у исследователей русской литературы и журналистики нет сколько-нибудь единого мнения по этому поводу (Н.П. Смирнов-Сокольский, В.А. Архипов, О.Д. Голубева, Б.И. Есин, А.И. Рейтблат, В.И. Коровин и др.). Трудно полностью согласиться с толкованием понятия "альманах" в академическом " Словаре русского языка" (1985 г.) - "непериодический сборник произведений литературно-художественного, исторического и публицистического характера различных авторов-современников". Итак, Основными чертами альманаха, очевидно, надо считать: Итак, а) по периодичности: связь с ежегодным циклом жизни (как правило, альманахи издаются к Новому году); Итак, б) по содержанию: собрание разнообразных материалов разных авторов при отсутствии четкой архитектоники (обычно альманахи представляют ранее неопубликованные произведения целиком или в отрывках); Итак, в) по назначению: "выставка" произведений, относящихся к одной или нескольким сферам духовной деятельности (литература, искусство, критика, публицистика, наука и проч.), как с задачами удовлетворения интересов и потребностей читателей, самореализации автора как творческой личности, так и коммерческими целями (получение дохода издателем и с началом профессионализации литературного труда авторами). Итак, В большом потоке альманахов можно выделить несколько подтипов в зависимости от ряда факторов.

Итак, А. От содержания (литературные, литературно-критические, театральные, музыкальные, публицистические и пр.). Итак, Б. От принципов взаимоотношений издателя и авторов (по образной характеристике В.Г. Белинского "аристократы", то есть качественные альманахи авторитетных издателей, привлекавших известных авторов, "мещане", то есть издания литераторов "средней руки", лишь изредка украшавшиеся именами знаменитостей, и "черный народ" - сборники третьеразрядных авторов). Итак, В. От аудиторной направленности - универсальные, женские, детские.

Итак, Г. От места издания и соответствующего подбора авторов и региона распространения: столичные (московские и петербургские), провинциальные, заграничные и нелегальные (включавшие бесцензурные материалы - т.н. "тамиздат" и "самиздат"). Итак, Д. От формы издания (формат, объем, оформление) Альманах - развивающееся социокультурное явление, в своей динамике отражающее изменения в общественно-культурной жизни страны.

Рождение альманаха в России обычно связывают с именем Н.М. Карамзина - зачинателя новой русской журналистики, создаваемой с учетом европейского опыта.

Но еще задолго до его "Аглаи" (1794-1795) и " Аонид" (1796, 1797, 1799), действительно построенных во многом по образцу европейских, прежде всего французских, "календарей муз", в России, как и в других странах, были распространены разного рода (рукописные и печатные) сборники произведений духовного и светского содержания, астрономические таблицы, служившие "настольными книгами", которые можно считать своеобразными "праальманахами". Традиции их создателей безусловно повлияли и на создателей первых русских альманахов. Своим расцветом в середине 20-х- первой половине 30-х годов XIX века альманах обязан невиданному успеху "Полярной Звезды" К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева (1825-1825) и "Северных цветов" А.А. Дельвига (1825-1832). По словам А.С. Пушкина, "альманахи сделались представителями нашей словесности". Следует выделить несколько причин популярности и влияния этого типа изданий в те годы. Во-первых, сложилась острая потребность общества в "ежегодных выставках литературы" в период смены социокультурных эпох. В эти годы литература в основном представлена поэзией и, соответственно, небольшими по объему произведениями, что облегчало задачу собирателей альманахов, превращавшихся в "энциклопедическое эхо своего времени" (П. А. Плетнев). Во-вторых, альманах был удобной формой для выступления группы литераторов определенной "школы", направления, не решавшихся взяться за многотрудное дело издания журнала.

Тем более, что в условиях правительственных ограничений в сфере печати было легче получить разрешение на издание альманаха.

Затухание альманашного бума ко второй половине 30-х гг. обусловлено началом серьезной коммерческой конкуренции в издательской сфере и ростом популярности прозаических жанров, которые трудно вместить в привычные рамки альманаха.

В этих условиях неизбежно снижалось качество этого типа изданий и соответственно падал интерес к ним. Форма альманаха требовала изменения.

Эволюция альманаха проявилась в смене "карманных книжек" объемными литературными сборниками, способными включать целые прозаические произведения.

Начало этому положило "Новоселье" (1833-1834) А.Ф. Смирдина и О.И. Сенковского.

Расцвет литературных сборников пришелся на первую половину 40-х гг. Х1Х века - время становления "натуральной школы", то есть опять на момент перехода от одной социальнокультурной ситуации к другой.Ярчайшими представителями этого вида альманаха стали некрасовские "Физиология Петербурга" (обе книги вышли в 1845 г.) и "Петербургский сборник" (1846). Во второй половине XIX века альманах-сборник надолго уступает позиции толстому журналу, то есть изданию, более отвечающему потребностям тогдашнего читателя в многообразии, актуальности и четко выраженной направленности содержания.

Исключение составляет близкий по типу к журналу альманах "Полярная Звезда" А.И. Герцена и Н.П. Огарева, издававшийся в 1855-1868 гг. Вольной русской типографией за границей и распространявшийся по всей России.

В начале XX в когда крайне обострилась литературно-общественная борьба, возникали и распадались литературные группировки, усложнился процесс идейного и творческого самоопределения отдельных писателей и их объединений, потребность в альманахе вновь возросла, тем более при скептическом отношении многих писателей к идеологическим течениям того времени, к узкой догматичности и эклектической неопределенности общественных программ журналов.Показательно стремление символистского альманаха " Северные цветы" возобновить пушкинскую традицию, понятую ими как завет ("предание") внепартийного издания.

Усиление позиций альманахов вызвало опасения журнальных деятелей, что конкуренты станут "палкой, брошенной в колесо дальнейшего роста журнального дела" (Волжский в "Журнале для всех"). Тиражи крупнейших литературных сборников альманашного типа "Знание", выходивших под руководством А.М. Горького (1904-1913), и альманахов издательства " Шиповник" (1907-1917) доходили до 65 и 26 тысяч экз. соответственно, что свидетельствует о влиятельности издававших их группировок.

При всей принципиальной разнице позиций (реалистической и модернистской) и конкурентной борьбе общим для них было осознание своей высокой миссии и следование более или менее определенной литературно-общественной линии. Традиции этого, третьего периода в развитии альманахов во многом продолжают альманахи и сборники первых лет Советской власти.Однако вскоре в связи с установлением жестких идеологических рамок традиции прошлого будут жить в очень усеченном виде. На смену альманахам с широкой идейно-творческой платформой приходят ежегодники очерков и публицистики, поэтические сборники, издаваемые контролируемыми государством творческими союзами.

Серьезное развитие этот вид альманахов получил в послевоенные годы. Таковы, например, "Шаги" (1977-1991) и " День поэзии", издававшийся параллельно в Москве (1956-1990) и Ленинграде (1961-1989). Особое место принадлежит рукописному бесцензурному альманаху "Метрополь" (1979), объединившему "бездомную литературу" известных писателей и критиков.

В постсоветскую эпоху как творческие союзы, так и отдельные группы писателей предприняли издание ряда альманахов и сборников, правда, зачастую недолговечных. В частности, возобновился "День поэзии". На рубеже XX и XXI веков картина альманашного мира как никогда пестра и неустойчива, что естественно в переходную эпоху.В социокультурном типе альманаха отражается его промежуточное положение между "домашней" культурой (носителями которой становятся неформальные объединения типа кружков) и более широкой "публичной" культурой (представителями которой выступают литературно-общественные группировки, школы и "партии" со своими более или менее постоянными печатными органами). Промежуточное положение альманаха связано и с его местом между альбомом, книгой и журналом, от которых он отличается периодичностью, структурой и объемом.

На разных этапах существования альманахов они воспринимались как необходимая ступень к изданию журналов.

С данными особенностями альманахов связана как присущая им недолговечность, так и "вечность" этого социокультурного типа периодики. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru/.

– Конец работы –

Используемые теги: Альманах, социокультурный, тип, периодики0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Альманах как социокультурный тип периодики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Альманах "Полярная звезда" с точки зрения типологии периодики
В современной периодике таких изданий, как альманахи, нет совсем. Последним известным альманахом был так называемый «Полдень XXI века», выходивший в… Сегодняшнему читателю больше нравятся яркие, красочные издания, разно… Задачи работы: - изучение критериев выделения альманаха как типа издания; - изучение истории развития альманахов в…

Таксоны: Типподтип,надкласс Класс, Отряды, Семейства, Род, Вид
Тема Введение в зоологию... Таксоны Тип подтип надкласс Класс Отряды Семейства Род Вид... г Линней система природы...

Типы иллюстрирования значения слова в толковых словарях разного типа
Таким образом, и предметом русской лексикологии является лексика русского языка во всем ее своеобразии.Тот факт, что лексика какого-либо конкретного… До последнего времени словари, в сущности, остаются наиболее ценными и… Особым достоинством словаря признается, если он не только показывает, что то или иное слово значит, но и указывает как…

Проект по изготовлению твердых сыров типа "Гауда"
На сайте allrefs.net читайте: "Проект по изготовлению твердых сыров типа "Гауда"".

Категория политического сознания: сущность и типы
Всякий акт политического поведения и деятельности выступает актом реализации определенных социополитический умонастроений и взглядов, равно как… Данная цель представленной работы предполагает решение следующих вышеназванных… В рамках написания данной работы нами была использована в основном учебная литература. Она отличается от других типов…

Методологические проблемы сравнения. Формы и типы сравнительных исследований
Проблема сравнимости. Суть проблемы сравнимости довольно проста. При изучении двух и более объектов всегда возникает вопрос, а сравнимы ли они.… Здесь действует логика Милля, особенно его канон единственного различия. В… Исследователь может повышать степень сравнимости за счет поиска однородных структурных контекстов изучаемой…

Связь. Типы связи
На сайте allrefs.net читайте: "Связь. Типы связи"

ТИПОВОЙ ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
На сайте allrefs.net читайте: "ТИПОВОЙ ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ "

Типы первичных преобразователей и их характеристики
На сайте allrefs.net читайте: "Типы первичных преобразователей и их характеристики"

Определения, три типа сознания, три гунны материальной природы
На сайте allrefs.net читайте: "Определения, три типа сознания, три гунны материальной природы"

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Политическая идеология и её основные типы На сайте allrefs.net читайте: "Политическая идеология и её основные типы "
  • ТИПОВЫЕ АППЛИКАТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ АККОРДОВ На сайте allrefs.net читайте: "ТИПОВЫЕ АППЛИКАТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ АККОРДОВ"
  • Избирательные системы и их типы Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение… Это, прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в… Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. Результаты выборов, определяющие…
  • Виртуальная культура как социокультурный феномен общества постмодерна Виртуальная культура и ее сущность Проблематика виртуальной реальности давно вышла за пределы научной сферы кибернетики и достигла границ… Несмотря на то, что феномен виртуальной реальности является относительно новой… В рамках данного направления под виртуальной реальностью понимается технически конструируемая при помощи компьютерных…
  • "Стрела" Зенона и типы процессов Он может быть построен как вектор в четырехмерном пространстве Минковского для каждой точки пространства-времени и, таким образом, очерчивает… Во-вторых, ПЕРВОПРОЦЕСС должен быть абсолютным, неизменным, и должен содержать… Иначе говоря, ПЕРВОПРОЦЕСС должен быть абсолютным инвариантом, который лежит в основе всякого процесса. В-третьих,…