Как сделать речь выразительной

Выразительность речи придают богатство интонационного звучания и использование художественных средств языка.

К таким средствам относятся, в частности, синонимы, то есть слова, обозначающие Одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям ре­чи и потому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской. Сравните слова синони­мического ряда: недостоверная информация, иска­жение фактов, ложь, вранье, брехня. Каждое слово из этого ряда передает разное отношение говорящего к явлению и потому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь богаче.

Использование сравнений — прекрасный способ сделать речь интересной, доходчивой, запоминаю­щейся. Например: «Задача менеджера такая же, как у дирижера оркестра. Но в предпринимательстве нет репетиций» (из выступления немецкого специалиста О. Лутца). Или: «Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого» (Д.Карнеги).

Украшают речь, доставляют эстетическое удоволь­ствие, пробуждают чувства слушателей тропы — сред­ства языковой выразительности речи. Троп — это сло­во в переносном значении. В основе всех тропов ле­жит сравнение, образ.

Напомним самые распространенные тропы. Эпитет — это образное определение, передаю­щее отношение говорящего к предмету: «Американцы ­после длительного обращения с нами входят во вкус и, как и мы, отдают безусловное предпочте­ние чистосердечному, искреннему хамству, поне­многу отказываясь от нарочитой, буржуазной любезности» (из заметки в «Аргументах и фактах»); «На лужайке перед домом носилась обезумевшая га­зонокосилка» (Ф. Саган); «Вот почему я думаю, дру­зья, что мы способны помочь миру в его раска­ленный час» (из Нобелевской лекции А.И. Солже­ницына). Найти «свой», выразительный и яркий эпитет — творческая удача. Встречаются горе-ораторы, которые не утруждают себя поисками слова, а используют ставшие затертыми, ничего не гово­рящие ни уму, ни сердцу выражения: горячая поддержка, огромное значение, волнующая встреча, практические мероприятия, важная задача и т.д. Подобные «эпитеты» убивают всякую мысль и пото­му опасны.

Метафору можно назвать скрытым сравнени­ем. Удачные метафоры позволяют лучше понять суть явлений, сделать их зримыми, вызывают эмоции, надолго остаются в памяти. Оратор постоянно ищет образы тех явлений, о которых он собирается рассказать слушателям. Образы рождаются, когда мы наблюдаем жизнь, размышляем, сопереживаем Они возникают как синтез нашего эмоционального отклика на какое-то событие и ассоциативной способности мышления. Примеры метафор: «Душа на­стоящего человека есть самый сложный, и самый нежный, и самый певучий музыкальный инстру­мент» (начало речи А.А. Блока «Памяти Комиссар-жевской»); «Закон об обеспечении государственного бюджета был костылем, который помог преодолеть трудности только одного года» (из выступления быв­шего федеративного канцлера ФРГ К. Киссингера)

Метонимия — слово или словосочетание, кото­рое заменяет название предмета на основании опре­деленной связи между ними. Например: «Все решает кошелек» (вместо «деньги»).

Гипербола (преувеличение) — непомерное увели­чение каких-то качеств явления: «Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете».

Литота (преуменьшение) — чрезмерное уменьшение каких-то качеств: «Это можно сделать за одну секунду».

Ирония — слово или выражение употребляется в смысле, обратном буквальному, для высмеивания ка­кого-то явления: «Конечно, стоит нам дать реклам­ное объявление, от клиентов отбоя не будет». Иронич­ный подтекст ощущается в приведенном выше высказывании о «совершенствовании» американцев в русском языке.

Олицетворение — троп, состоящий из перенесе­ния свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: «Было бы неблагодарностью не назвать лес в числе воспитателей и немногочис­ленных покровителей нашего народа» (Л.Леонов).

Для того чтобы сделать более впечатляющей и от­четливой какую-то мысль, используются фигуры — особые построения фраз.

Риторическое восклицание - эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внима­ние аудитории, побудить ее разделить мнение орато­ра: «И простой шаг простого мужественного челове­ка: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!» (Из Нобелевской речи А.И. Солженицына).

Обращение — подчеркнутое обращение к ауди­тории с целью привлечь внимание слушателей и вы­разить свое отношение к аудитории. Сравним: «Госпо­да!», «Уважаемые коллеги!», «Дорогие друзья!» и т.д.

Обращение в сочетании с риторическим восклицанием способно «завести» самую инертную аудиторию. «Дру­зья! А попробуем пособить мы, если мы чего-нибудь стоим!» (Из Нобелевской речи А.И. Солженицына).

Риторический вопрос. Это вопрос, который не предполагает прямого ответа. Выражая утверждение в вопросительной форме, он привлекает внимание слушателей к проблеме. «Найдем ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира?» (А.И. Солженицын). В речи Демосфена против Эсхина в знаменитом споре «О золотом венке» обра­щение и риторический вопрос позволили Демосфену повернуть течение полемики: «Эсхин! Если ты один предвидел будущее, зачем же не открыл его?»

Инверсия—расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для уси­ления выразительности речи: «Работать они не хотят, а жить хотят хорошо» (из выступления юриста о пра­вонарушениях молодежи); «Легко верить в Бога, а в человека поверить вы пробовали?» (из выступления).

Градация — расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже — ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже — ослабление) производимого ими впечатления: «Человек является образом и подобием Творца и...каждый из нас волен, свободен этот образ в себе раскрывать, очищать и поднимать, или наоборот, за­темнять, грязнить и топтать» (из лекции-проповеди Александра Меня). Или: «Насколько все это просто для художника, настолько же непонятно для обывателя, а что для обывателя непонятно, то для него недопус­тимо, то для него и ненавистно» (из речи А. Блока «Памяти В.А. Комиссаржевской»).

Параллелизм — одинаковое синтаксическое по­строение соседних предложений или отрезков речи.

Эта фигура усиливает эмоциональное воздействие текста. «Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть кни­ги, которые хранятся в сердце нации» (Л. Леонов). В этом предложении параллелизм сочетается с другим средством языковой выразительности — повтором. Повтор—многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое Существенное понятие во фразе. Разновидность по­втора — анафора (повторение начальных слов) и эпи­фора (повторение заключительных слов). Пример ана­форы — отрывок из выступления Александра Меня: "Мы бежим непрерывно, погруженные в суету. Мы все время живем на поверхности жизни, мы все вре­мя отдаемся мелочам, иногда совершенно преходя­щим. Мы не замечаем ни друг друга, ни жизни, ни окружающего мира. Мы как зачумленные, хотя ведь жизнь коротка".

Период как риторическая фигура — построение предложения из двух частей: первая представляет собой параллельные синтаксические конструкции, подводящие к определенному выводу, вторая — вы­вод. Использование периода позволяет сделать осо­бенно значимой мысль, содержащуюся в выводе. «Ког­да человеческой душе наносятся раны, когда человек в конце концов достигает уже в юности определенно­го уровня цинизма, когда он перестает подходить к личности, как к священному, когда он уже не знает никаких границ, путей, идеалов, когда он над всем из­девается, он является душевной развалиной, душевны­ми руинами, нравственным трупом,—это очень страш­но» (из лекции-проповеди Александра Меня); «Если мы взялись за это дело, если мы потратили столько вре­мени и сил на организацию работы, если все надеются на нас, — неужели мы остановимся на полпути?»

Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения. Действительно, они не только украшают речь, но, главное, точно, кратко и выразительно способны передать самый сложный смысл: "Мужик на барина три года сердил­ся, а барин и не знал", "Если сердце черное, то и зо­лотой язык не поможет", "Ножом убивают в безлюд­ном месте, словом убивают на людях" и т.д.

Как же развить выразительность своей речи? Да, для этого нужно много читать, учиться у мастеров слова, не пропускать выступлений людей творческих профессий, речь которых, как правило, образная. Но главное все же не в этом. «Богатство языка есть богат­ство мыслей», — писал Н.М. Карамзин. Это суждение поддерживал С.Я. Маршак: «Для того чтобы родились своеобразные и оригинальные обороты речи, нужны оригинальные и своеобразные мысли и чувства».

Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувству­ешь и не знаешь действительности. Наблюдать, сопо­ставлять, размышлять, записывать свои мысли, ис­кать наиболее точные и выразительные слова для них, изучать лабораторию слова лучших писателей и орато­ров — Таков путь тех, кто хочет, чтобы его живое слово получало отклик.