Способы удержания внимания

Вступление способно захватить. Но как же сохранить слушателей и поддержать их внимание в те­чение всего выступления, чтобы «...избежать ситуа­ции, когда четверть слушателей занята «переварива­нием» содержания выступления, а три четверти бо­рются со сном»?

Прежде всего сохранению внимания способству­ет логическая организация речи (последователь­ность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слу­шателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или после­дующего Изложения. Поддержанию внимания ауди­тории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом ма­териале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно только остается без внимания, но и вызывает у слу­шателей ощущение досады и раздражения, Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выс­туплению — его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригиналь­ная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, что во мно­гом обусловлено, как уже говорилось, культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступле­ние понятным и доходчивым помогает использова­ние примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретичес­ких положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.

Способна заворожить слушателей выразитель­ность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные срав­нения, меткие выражения. Сопоставим, к примеру, два высказывания: «Лектор должен учитывать настро­ение, характер внимания и уровень понимания каж­дого слушателя, стараясь корректировать по ходу изложения материал своего выступления, не отходя от замысла в целом» и, об этом же, А.П. Чехов: «Хо­роший дирижер, передавая мысль композитора, де­лает сразу двадцать дел: читает ноты, машет па­лочкой, следит за певцом, делает движение в сторо­ну то барабана, то скрипки... То же самое и я, когда выступаю. Передо мной полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное пред­ставление о степени ее внимания и о силе разуме­ния, то она в моей власти... Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать самое важное и нуж­ное и также быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступ­на разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли переда­вались не по мере их накопления, а в известном порядке... »

Кроме того, поддерживают внимание разнообраз­ные приемы изложения, рассмотренные ранее. Они произносятся с разной интонацией, и это тоже ожив­ляет речь. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффектив­ны, что способны спасти положение, когда аудито­рия начинает засыпать.

О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение отно­сящихся к теме событий. Этот прием использовал Древнегреческий оратор Эсхин в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о Золотом венке: «...Представьте себе: стены рушатся, град падает, домы в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте вен­ка губителю Греции...»2.

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней при­ходят к конструктивным выводам.

Поддерживает внимание сопереживание, возни­кающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушны слушатели и к довери­тельности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размыш­лениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естествен­ной, непринужденной манерой изложения, кото­рая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера из­ложения проявляется в позе, жестикуляции, выраже­нии лица, звучании голоса. Жесты, идущие «от серд­ца», усиливают эффект речи, делают ее более выра­зительной, помогают убедить слушателей.

Наконец, очень важны убежденность и эмоцио­нальность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на про­блеме, но позволяют ему заразить собравшихся сво­им отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сер­дце у тебя того, что сходит с языка».

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей орато­ра, усваивать сказанное, записывать, если есть необ­ходимость.

В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

Оратору, обладающему чувством юмора, не при­ходится прибегать к специальным приемам для под­держания внимания. Юмористическая окраска эпи­зодов, остроумные замечания в процессе содержа­тельного выступления позволяют слушать такого оратора как угодно долго. Однако чувство юмора — природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Говорят, что юмор — как ходьба по канату. Никогда не знаешь, чем это закончится.

Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки — парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анек­доты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказы­вать. Обычно они вызывают оживление, снимают усталость, заставляют слушать. Например, характери­зуя особенности фатического (формального) общения, лектор привел историю из жизни Марка Твена, боль­шого любителя подшутить. Как-то раз писатель сильно опоздал на званый ужин. Извинился перед присут­ствующими и виноватым тоном продолжал: «Я просто вынужден был забежать к моей тетушке и задушить ее». Его выслушали с любезными улыбками и стали утешать: «Ну, ничего, не стоит так оправдываться».

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вни­манием. «Глаза не только «слушают» — они и «отвечают», — замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое. Если же оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в свои записи — он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал.

Говорить и смотреть нетрудно. При условии, что вы свободно владеете материалом и хотите, чтобы этот, и этот, и вон тот человек поняли вас и вам пове­рили. Если контакт установлен с какой-то частью зала по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. По­этому из всех перечисленных компонентов хорошего выступления, пожалуй, именно этот больше всего «держит» аудиторию. «Ваши глаза должны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли дол­жны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердое рукопожа­тие друзей», — советует Ф. Снелл.

Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый ар­сенал приемов.

При первых признаках утомления аудитории сле­дует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу зву­ка. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непос­редственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называе­мые «освежающие отступлениям звучат неожидан­но и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Советуем время от времени переключать внима­ние слушателей, это мобилизует его, оно как бы полу­чает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один воп­рос и называет следующий. Еще больший эффект дает показ наглядных пособий, а также предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, лю­бая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды вни­мания.

В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т.п. Этот прием стиму­лирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.