Реакция слушателей на выступление

«В 90-е годы XX века, когда все привыкли с легкостью изменять ход событий одним нажатием на кнопку дистанционного управления телевизором, ни­чего не может быть хуже для оратора, чем мелькнув­шая в голове у слушателя мысль: «Как скучно. Ничего не происходит. Пойду-ка я отсюда». Такой оратор без­надежно устарел!»

У слушателей естественны и такие мысли:

— Стоило ли мне сюда приходить?

— Скажет ли он хоть что-то, чего я не знаю?

— Интересно, что он вообще за человек?

— Искренен ли он или говорит потому, что так надо?

— А может быть, ему просто выгодно это говорить?

— Что думают обо всем этом другие?

— Стоит ли мне записывать?

— Интересно, что они строчат (или почему они не пишут)?

— А пригодится ли мне это?

— Я действительно его понимаю, или мне это толь­ко кажется?

— Сколько еще времени это будет тянуться?

— А не вздремнуть ли мне?

— Кажется, что-то интересное пропустил... Что он сказал?

— А в общем-то он ничего.

— Во дает! Точно...

Эти мысли внимательный оратор читает во взгля­де и позах слушателей. Язык телодвижений называ­ют подсказкой для оратора. (О том, как его читать, см. главу 9.) В зависимости от того, удалось ли орато­ру убедить аудиторию в справедливости своей точки зрения, различают положительную и негативную ре­акции слушателей.

К положительной реакции относятся:

1) одобрение позиции оратора;

2) переход на его позицию;

3) открытое выражение несогласия — конфликт­ная реакция, которая тоже желательна, так как дает возможность переубедить слушателя-оппонента.

Важно различать и негативные реакции. Это про­явление недоброжелательного отношения к оратору и соглашательская реакция — формальное согласие, когда вас вроде бы и слушают, но ни интереса, ни протеста не проявляют. В этом случае информация усваивается пассивно, а точка зрения самого челове­ка не меняется.

Существуют способы классификации реакции слу­шателей и по другим основаниям, например: по от­ношению к воспринимаемой информации; по уме­нию понять смысл сообщения.

Наконец, возможно отсутствие всякой реакции на слова выступающего. Например, из-за состояния здоровья слушателя или потому, что он попал на вы­ступление случайно. Направлять всю силу воздей­ствия на таких слушателей не имеет смысла.

Об искусстве оратора судят по тому, сумел ли он «соглашателей» превратить в оппонентов, а оппонен­тов — в союзников. Последнее можно сделать, обра­тившись к слушателям с вопросом, побуждающим их высказать свое мнение. Иногда для выявления скры­той позиции провоцируют тайного оппонента на спор. Конечно, такой прием надо применять осторожно, лишь прекрасно владея искусством полемики, имея в запасе убедительные аргументы и будучи уверен­ным в том, что у собеседника спокойный характер.

В большой аудитории обычно наблюдаются все виды реакции, так как всегда есть вероятность того, что на выступление попал человек, которого эта тема вообще не интересует. Поэтому, если кто-то открыл книгу, или усиленно что-то пишет, хотя вы ничего, что следовало бы записать, не говорите, или погру­жен в свои мысли, не удивляйтесь и не корите себя. Выступление можно считать неуспешным, лишь если значительная часть собравшихся равнодушно молчит или откровенно мешает оратору. Представим себе и такую ситуацию: подавляющее большинство слуша­телей согласно кивают. Может быть, им все это хоро­шо известно? Зачем тогда было выступать?!