ГЛАВА 7. КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ ПОЛЕМИКИ

Два человека, стремящиеся по-на­стоящему понять

друг друга, долж­ны сначала противоречить друг дру­гу:

Истина — дочь дискуссии, а не дочь симпатии.

Г. Башляр (французский философ XXв.)

В деловом общении нередко возникают ситуации, когда при обсуждении какой-либо проблемы приходится отстаивать свое мнение, то есть спорить. В су­ществовании разных взглядов на одну и ту же пробле­му нет ничего удивительного: любое явление много­гранно, множеством связей соединено с другими, и одному человеку трудно учесть все его стороны. Спо­ры чаще всего потому и возникают, что партнеры обращают внимание на взаимоисключающие стороны одного явления, и каждый из них по-своему прав. Иногда спор ведут партнеры, каждый из которых заботится только о своих интересах. Рассчитывать на достижение истины в таком случае не приходится.

Самый благородный вид спора — тот, который ведется для выяснения и сопоставления различных точек зрения, поиска истины. Свою позицию собе­седники логически обосновывают, с уважением и вниманием относятся к аргументам противополож­ной стороны. Такой спор называется дискуссией (от латинского discussio — исследование, рассмотре­ние, разбор). В дискуссии победителей нет. В процессе поиска истины выигрывают все.

Если же цель спора — защитить, отстоять свое мнение и опровергнуть мнение оппонента, такой спор называют полемикой (древнегреческое polemikos — воинственный, враждебный). К победе в полемике можно прийти путем убеждения оппонен­та. Но нередко к ней стремятся любой ценой, бук­вально заставляя противника признать свою непра­воту. В этом случае идут в ход уловки, запрещенные приемы. Такой спор, рассчитанный на победу любой ценой, часто называют эристикой.

Искусство спора известно с глубокой древнос­ти. Оно было широко развито в Древнем Китае и Древней Греции. Греческий философ Зенон назы­вал спор с целью убеждения оппонента тактикой раскрытой ладони, а спор ради победы — тактикой сжатого кулака.

Деловая полемика может совмещать обе цели: спор ради истины и для убеждения оппонента. Не исключает она и использование различных приемов, облегчающих победу в споре. Преимущество оказы­вается на стороне того, кто не только глубже и все­сторонне знаком с проблемой, но и умеет использо­вать эти приемы, а также противодействует уловкам и запрещенным приемам, то есть владеет культурой ведения полемики.