Реферат Курсовая Конспект
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ - раздел Культура, КУЛЬТУРОЛОГИЯ Задание 1 В Задании Приведены Цитаты...
|
Задание 1
В задании приведены цитаты из произведений греческих поэтов, а также известные высказывания великих сынов Эллады. Греки были первым народом, у которого сложилась традиция почитания личностей, вошедших в историю. Греки стали записывать и передавать из поколения в поколение факты из жизни выдающихся современников и цитировать их суждения наряду с классическими произведениями.
Используя предложенные фрагменты, охарактеризуйте систему ценностей античной культуры.
1. На Крите рассказывали, что Минос, сын Зевса, был мудрый и справедливый царь, давший людям первые законы. В Афинах рассказывали, что Минос был жестокий угнетатель, бравший с Афин дань живыми людьми в жертву чудовищу Минотавру. Греки помнили рассказы критян, но охотнее пересказывали афинские предания. «Вот как опасно враждовать с городом, где есть хорошие поэты и ораторы!» – замечает по этому поводу древнегреческий историк Плутарх, автор «Сравнительных жизнеописаний выдающихся греков и римлян».
2. В трагедии «Антигона», созданной афинским драматургом Софоклом, говорится:
Много в природе дивных сил, но сильнее человека – нет.
Он под вьюги мятежный вой
Смело за море держит путь…
Из году в год в бороздах его пажити,
Под ним плуг мул усердный тянет…
И речь, и воздушную мысль,
И жизни общественной дух
Себе он привил…
3. Залевк и Харонд, создавшие законы для греческих городов на Сицилии, постановили: кто захочет внести в закон какое бы то ни было изменение, тот должен явиться в народное собрание с петлей на шее и сделать свое предложение. Если его отвергнут – он должен тут же на месте удавиться. Если при разбирательстве какого-нибудь дела одна сторона будет толковать закон так, а другая иначе, то оба спорящих должны явиться в суд с веревками на шее, и чье толкование будет отвергнуто, тот должен на месте удавиться.
4. Греческий поэт Алкей, гражданин города Митилена и активный участник политической борьбы, сложил такие стихи:
Мы потерялись в сшибке морских валов!
То справа грянет в борт перекатный вал,
То слева, а меж тем и этим
Мечется черное наше судно –
И мы без сил страдаем под бурею…
Он же в другой раз написал:
Волна под вихрем опережающим
Встает и нам без счету вычерпывать
Захлестывающую воду…
Не поддавайтесь оцепенению!
Когда невзгода настала насущная
Перед глазами, – всякий помни,
Быть пред бедой настоящим мужем…
Нам ненавистно самовластье,
Мы не хотим над собой тирана.
5. Протагору, самому старшему из софистов, приписывают такое высказывание: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
6. Поэт и философ Ксенофан говорит в своих стихах:
Для эфиопа все боги, как сам он, черны и курносы,
А для фракийца они, как он сам, синеоки и русы.
Если бы руки имели быки, или львы, или кони,
То и они бы придали богам свой собственный облик:
Бык быку, конь коню написал бы подобного бога.
7. Афина и Посейдон спорили, кому из них быть покровителем Аттики, и Афина победила. Раздосадованный Посейдон проклял афинян: «Пусть они теперь на своих собраниях принимают только наиглупейшие решения!» Афина, однако, заступилась за своих подопечных: «Но пусть эти решения всякий раз оборачиваются им на пользу».
8. Когда великого Демосфена спросили, какая из основных частей красноречия главная, он ответил: «Произнесение». А во-вторых? – «Произнесение». А в-третьих? – «Тоже произнесение».
9. Знаменитый оратор Демосфен накануне выступления в народном собрании обычно всю ночь не смыкал глаз, тщательно готовя речь. По этому поводу один из его соперников, Пифей, смеялся: «Искусство твое, Демосфен, отдает чадом светильника!»
10. Греки признавались: «Мы восхищаемся статуями Фидия и Поликлета, но если бы нам самим предложили стать Фидием или Поликлетом, мы бы с отвращением отказались».
11. «Ремесла, – утверждал философ Ксенофонт, – справедливо не уважаются, так как они истощают тело тех, кто ими занимается. Они принуждают иногда проводить жизнь в сидячем положении, в полумраке, а иногда возле огня. А когда тело ослаблено, то и душа быстро теряет свою энергию». Аристотель не советовал молодым людям заниматься ремеслами, предостерегая их: «Ремесла не оставляют времени для забот о государстве, они мешают уму свободно развиваться и совершенствоваться».
12. Наставник Ахилла говорит герою:
Юный ты был неискусен в войне, человечеству тяжкой,
В сонмах советных неопытен, где прославляются мужи.
С тем он <отец Ахилла> меня и послал, да тебя всему научу я:
Был бы в речах ты вития[22] и делатель дел знаменитый.
13. Наградой победителю в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах – лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее – любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. В честь него воздвигались статуи, устраивались праздники, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх – немейских, истмийских, пифийских, олимпийских. Знаменитый борец Диагор сам был таким четырехкратным победителем и увидел победителями своих сыновей, а когда и его внуки одержали победу в Олимпии, ликованию народа не было предела и кто-то воскликнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти».
Ключ к заданию
Полисная демократия. Греческая демократия носила прямой характер: в решении важных политических и экономических вопросов принимали непосредственное участие все граждане города-государства (полиса): каждый из них обязан был присутствовать в народном собрании и мог подать свой голос «за» или «против». Например, в Афинах для того, чтобы заседание народного собрания считалось состоявшимся, должно было собраться не менее 6000 человек. В гражданскую общину (демос) входили все свободные мужчины полиса, однако гражданами не считались ни женщины, ни рабы, ни уроженцы других городов (метеки).
Классическое рабство. Античное рабство принято называть «классическим» в отличие от «патриархального рабства», преобладавшего в странах Древнего Востока. В системе патриархального рабства статус раба почти не отличается от статуса младшего члена семьи рядовых тружеников; в системе классического рабства раб рассматривается как «говорящее орудие», соответственно, за ним заведомо не признаются человеческие права и интересы, присущие свободным.
Калокагатия. Понятие состоит их греческих слов kalós (красивый) и agathós (добрый); так называют сложившийся в эпоху античности идеал гармоничного сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека.
Агональность. Античная – в первую очередь греческая – культура характеризуется духом соперничества, состязательности. Греки различали два понятия: pόlemos (война, вражда, нацеленная на уничтожение противника) и agόn (борьба, состязание, в ходе которого выяснится сильнейший). Агональный импульс получил выражение во всех аспектах греческой культуры, включая конкуренцию ремесленников, соперничество политических деятелей, состязания поэтов, художников, трагиков, спортивные игры и др.
Античный гуманизм. В эпоху Античности сложился идеал человека. По соседству с типичными земледельческими культурами Востока, отличавшимися религиозным мировоззрением и иерархическим социальным устройством, возникла цивилизация нового типа, характеризующаяся демифологизацией сознания и прославлением творческих сил самого человека, а также повышенным вниманием к вопросам общественного устройства и воспитания личности. Наиболее значимые следствия античного гуманизма – расцвет искусств, стремившихся запечатлевать человеческие образы, и развитие наук, подчиненных целям человека.
Задание 2
Аристотелю принадлежит следующее рассуждение: «Человек не может обходиться без орудий хотя бы для того, чтобы обеспечивать себе самое необходимое для жизни. Одни из этих орудий являются одушевленными, другие – неодушевленными. Таким образом, для кормчего руль – орудие неодушевленное, а матрос, находящийся на судне, – одушевленное орудие. Раб – это одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий». К этому греческий философ прибавлял следующее: «Если бы наши орудия умели работать сами, и ткацкий челнок сам бы ходил по станку, а смычок по струнам, то не нужны были бы ни рабы, ни рабовладельцы».
Каким образом суждения Аристотеля отражают мировоззренческие установки Античности? По какому пути пошла мировая цивилизация впоследствии?
Задание 3
Несколько лучших сочинений греческих авторов носят название «Пир» и написаны в форме ученой застольной беседы. Какие темы обсуждали греки в дружеском кругу, можно представить себе по сочинению философа и писателя Плутарха. В своей книге «Застольные беседы» он собрал образчики рассуждений, которыми греки тешили свой ум в то время.
Вот некоторые из вопросов, обсуждавшихся на пирах, на которых бывал Плутарх. Предположите, какие версии могли выдвигать собеседники?
· Уместно ли на пиру рассуждать о философии?
· Почему голод от питья слабеет, а жажда от еды усиливается?
· Почему существует правило: «пять чаш – да, три чаши – да, четыре чаши – нет»?
· Холоднее или горячее женская природа, чем мужская?
· Почему нам приятно смотреть на актеров, изображающих гнев и страдание, но неприятно на тех, кто действительно испытывает эти чувства?
· Почему древесина смоковницы[23] горька, а плоды сладки?
· Почему ночью звуки слышнее, чем днем?
· Четное число звезд на небе или нечетное?
· Что появилось раньше, курица или яйцо?
Задание 4
О каких произведениях из культурного наследия античности идет речь?
1. Храмовый комплекс на вершине холма был посвящен Афине, а именно Афине в двух лицах – Воительнице и Победительнице. Статуя Воительницы с копьем и щитом стояла под открытым небом, и корабли, подплывавшие к Аттике, издалека видели сияние солнца на высоко вознесенном острие ее копья. Подплыв ближе, мореплаватели различали рядом на холме белый прямоугольник храма Афины-Девы, в стенах которого находилась статуя Победительницы.
2. Издали этот храм невелик, вблизи он кажется громадным: его колонны в шесть раз выше человеческого роста и толще человеческого охвата. Над колоннами – треугольные фронтоны, а в них – скульптурные сцены. С западной стороны изображен спор Афины с Посейдоном за обладание Аттикой. С восточной – рождение Афины из головы Зевса. Меж колоннадою и крышей высокою полосою все здание опоясывал фриз: вереница прямоугольных барельефов, на каждом – две фигуры, схватившиеся в поединке. На каждой из четырех сторон храма шла борьба между разумом и стихией: бились афиняне с амазонками[24], греки с троянцами, лапифы[25] с кентаврами[26] и боги с гигантами[27].
3. Греки считали, что именно этот мастер лучше других делал статуи богов. Ему принадлежат две самые прославленные греческие скульптуры: Афина-Дева в Парфеноне и Зевс на престоле, украшавший храм в Олимпии, одно из чудес света.
4. Это изображение атлета интересно тем, что его создатель впервые в истории скульптуры попытался передать в неподвижной статуе естественное и энергичное движение человека. Для этого мастер выбрал едва уловимый момент между двумя движениями: атлет только что до предела раскачал свое тело и вот-вот рванется, чтобы резким толчком послать диск.
5. Эту статую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»). Здесь он рассчитал те самые пропорции тела, которым должен следовать художник. Правда, голова здесь укладывается в росте только семь раз, а не восемь, как должно быть. Но главным открытием мастера был принцип перекрестной неравномерности движения тела: атлет опирается на правую ногу, а копье держит в левой.
6. Эта скульптурная группа отражает вкусы новой эпохи, наступившей после завоеваний Александра Македонского, когда искусство начинает обращаться к теме страстей и страдания. Перед нами троянский жрец, предостерегавший сограждан, что их город может пасть от деревянного коня, и за это боги наслали на него змей. Мы видим, как змеи кольцами оплетают тело жреца и тела его сыновей, видим последние моменты напряженной борьбы, предвещающей гибель.
7. Обе эти статуи были созданы неизвестными мастерами и не пользовались славой в античные времена. Эстетическое поклонение и той, и другой скульптуре началось уже в эпоху нового времени. Первую статую прославил XVIII в., усмотрев в солнечном боге, только что поразившем змея Пифона, идеал мужской красоты. Вторая скульптура, изображавшая античную богиню вытирающейся после купания, стала олицетворением совершенной женской красоты уже в XIX в.
8. Мысль о создании этого заведения в Александрии Египетской подал царю один из учеников Аристотеля. Еще этот великий ученый вынашивал мысль о таком учреждении, где одновременно велась бы разработка всех наук. И вот его замысел был претворен в жизнь, пусть и не на греческой земле. Здесь был двор для прогулок, зал для бесед, комнаты для занятий с учениками, лаборатории, обсерватории, столовая для общих трапез. А главное – была библиотека, где постарались собрать все, что когда-либо было написано на греческом языке.
9. Это самый большой амфитеатр Рима и всего античного мира. По подсчетам современных ученых его четыре аркадных яруса вмещали до 50 тыс. зрителей. Пол арены был устроен таким образом, чтобы под ним могли разместиться клети с животными и механизмы, служившие для перемещения декораций. Возведенное в I в. н.э., это гигантское сооружение для всех последующих эпох символизировало собой мощь и богатство римской культуры.
Задание 5
Вспомните важнейшие достижения античной цивилизации, заполните табл.3.
Постарайтесь, соблюдая хронологию, вписать в пустые строки сведения о выдающихся греческих ученых, заложивших основы для дальнейшего развития математических и естественных наук.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов