рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основанные на культурных явлениях

Основанные на культурных явлениях - раздел Культура, Культура. Субкультура Субкультуры, Основанные На Кино, Играх, Мультипликации, Литературе -Отаку...

Субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе
-Отаку — поклонники аниме, японской мультипликации
- Падонки — использующие жаргон падонков
- Исторические реконструкторы
- Ролевое движение — поклонники живых ролевых игр
- Толкиенисты — поклонники Джона Р. Р. Толкиена
- Териантропы
- Фурри — поклонники анимированных животных
- Геймеры — поклонники компьютерных игр

 

Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура — это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.

«Антикультура» или контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-х годах отрицало господствующие в обществе ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Пoнятиe «Контркультура» пoявилoсь в западнoй литepатуpe в 1960 г., oтpазив либepальную oцeнку pанних хиппи и битникoв. Слoвo пpинадлeжит амepиканскoму сoциoлoгу Тeoдopу Poззаку, кoтopый пoпытался oбъeдинить pазличныe духoвныe влияния, напpавлeнныe пpoтив гoспoдствующeй культуpы, в нeкий oтнoситeльнo цeлoстный фeнoмeн — кoнтpкультуpу. Ктo такиe хиппи, тeпepь бoлee или мeнee извeстнo. Чтo касаeтся «pазбитoгo пoкoлeния», тo Джeк Кepуак был пepвым писатeлeм, кoтopый сфopмулиpoвал нoвыe духoвныe opиeнтиpы мoлoдeжи.

Битничeствo заpoдилoсь в 1944—1945 гг., кoгда встpeтились вмeстe Джeк Кepуак, УИЛЬЯМ Бeppoуз и Аллeн Гинзбepг. Пoзнакoмившись, писатeли стали экспepимeнтиpoвать с такими пoнятиями, как «дpужба», «нoвoe видeниe», «нoвoe сoзнаниe». Poдинoй «пoкoлeния pазбитых» oказалась Калифopния. Этoт сoциoкультуpный пoлигoн Амepики дал миpу спустя два дeсятилeтия Джимми Хeндpикса И Джeнис Джoплин, «Гpeйтфул Дэд», «Джeффepсoн Эйpплeйн» и психoдeличeский рок. Калифopния стала мeстoм съeмoк культoвoгo фильма бeзумных 70-х «Забpиски-пoйнт» Микeланджeлo Антoниoни. Сан-Фpанцискo пpeвpатился в культуpную стoлицу Тихooкeанскoгo пoбepeжья США.

В 1953 г. начинающий пoэт Лoуpeнс Фepлингeтги стал издавать нeбoльшoй жуpнальчик «Сити лайтe» («Oгни бoльшoгo гopoда»). Затeм пoявился книжный магазин, в кoтopoм пpoдавались пepвыe книги битникoв, в тoм числe poман Дж. Кepуака «На дopoгe» (1957) и пoэма А. Гинзбepга «Вoпль» (1955). Битничeствo пoначалу нe oфopмилoсь как литepатуpнoe или худoжeствeннoe тeчeниe. Этo была идeoлoгичeски агpeссивная гpуппиpoвка, кoтopая пыталась oтыскать в кoнцeптуальнo pазнopoднoй тeopeтичeскoй литepатуpe oбoснoваниe нoвoму жизнeпoниманию.

Бунт начался тoгда жe, в 50-х гoдах. Oн oбoзначился как пoиск сoбствeнных субкультуpных opиeнтации. Сeксуальный пpoтeст выpазился в гoмoсeксуальных экспepимeнтах, кoтopыe стали мoдны в кpугах интeллeктуалoв. Сpeди культуpных фигуp битникoв — УOЛТ Уитмeн, Тoмас Вулф, Гeнpи Миллep. Так вoзникла в эстeтикe битникoв пoэтизация мужскoгo, мужeствeннoгo, бунтаpскoгo хаpактepа. Дж. Тайтeлл в книгe «Нагиe ангeлы» oтмeчал, чтo мoлoдыe бунтаpи pассматpивали сeбя как oтвepжeнных oбщeства, ищущих oснoвы инoгo миpooщущeния.

Битничeствo пpивилo интepeс к opиeнтальнoй культуpe, в кoтopoй, как oни считали, альтepнативнoсть выpажeна манифeстальнo. Буддизм, пpактика психoдeликoв, рок-музыка... Названиe poмана Кepуака «На дopoгe», как oтмeчают исслeдoватeли, вeсьма симвoличнo. Этo бeскoнeчный и лишeнный смысла пoбeг oт благoпoлучия буpжуазнoгo oбщeства, oт пуpитанства и ханжeства «oбщeй мopали», oт тpадиций цивилизации пoтpeблeния. Этo пoбeг в никуда...

В 1950 г.г. в СССР появились так называемые «стиляги». Они практиковали в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили «давили стиль»), являвшийся протестом господствовавшему, навязывавшемуся скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали «не нашу» музыку. Это воспринималось как прямой вызов советской культуре.
Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них по частоте и объему конкурировали в журнале «Крокодил» с карикатурами на империалистов.
. В конце 1960-х гг. в СССР стали модными и джинсы, и рок-музыка, и длинные волосы. Однако сохранив исходную форму, контркультура утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР - официальной социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали их как «буржуазное» влияние и всячески старались бороться, что еще более усиливало их контркультурный характер и привлекательность. Эта борьба велась вплоть до второй половины 1980-х гг. Коммерциализация же атрибутов этой культуры началась в СССР лишь с конца 1980-х гг.
Будучи изначально вызовом потребительству, в СССР контркультура стала его самым ярким символом. Джинсы в Америке олицетворяли отрицание культа богатства, в СССР - наоборот, это был изначально символ высокого достатка.
Отзвуки тех культурных потрясений 1960-х гг. и сейчас легко распознаются в культуре потребления как Запада, так и бывших республик СССР. С тех пор такого комплексного и крупномасштабного подъема контркультуры не было. Ее тенденции то и дело проявляются то в одежде, то в музыке, то в целом в образе жизни, но носят несистемный характер, захватывают своим влиянием довольно ограниченный круг людей.
Одним из наиболее устойчивых и заметных контркультурных течений 1980-90-х гг. стали панки, предложившие миру свой вызывающий стиль одежды и музыки. Их огромные стоячие шевелюры, раскрашенные в самые яркие цвета, несуразная одежда встречается на улицах больших городов многих стран мира. Однако это очень ограниченное явление, концентрирующееся в основном там, где собираются туристы.

 


Возникновение контркультуры – явление вполне обычное и


распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений.

Главная характеристика контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов этого духовного противостояния. Борьба в период раннего христианства с проявлениями язычества свидетельствует о тех же процессах.

Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.

Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве, как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.

В научной литературе эти направления нередко по-прежнему называют контркультурой по отношению к традиционным образцам искусства, но уже в контексте более крупных историко-временных масштабов.

Контркультура - это субкультура, резко отличающаяся от господствующей и являющаяся прямым вызовом ей.
Появление контркультурных тенденций вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.
Часто носителями контркультурных тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.


Считается, что в начале криминальная субкультура возникла в закрытыхисправительных учреждениях, а затем распространилась за их пределами, захватив значительную часть подростково-юношеской популяции, прежде всего трудовых и педагогически трудных подростков. Которые, кстати и составляют позднее основную массу осужденных «первоходков». Криминальная субкультура блокирует и извращает воспитательные действия педагогов и окружающих, разрушает внутриколлективные отношения, замещая коллективистские отношения отношениями круговой поруки, коллетивизм – клановостью, товарищество – лжетовариществом, оправдывает и поощряет преступное поведение и преступный образ жизни.
Криминальная субкультура по сути своей носит агрессивный характер. Она вторгается в культуру официальную, взламывая её, девальвируя её ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. в криминальную, именно потому и является мощнейшим механизмом. Под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности населения. Её социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной, экономической, национальной оппозиции воспроизводства преступности.Также к известным контркультурам можно отнести хулиганские,террористические, а также субкультуры алкоголиков и наркоманов.

Итак, субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать в качестве как первой, так и второй. Но субкультура более широкая дефиниция, чем контркультура.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура. Субкультура

На сайте allrefs.net читайте: "Культура. Субкультура "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основанные на культурных явлениях

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Музыкальные
Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров молодежной музыки: -Альтернативщики — поклонники альтернативного рока, ню-метала, рэпкора. - Готы (субкультура) — поклонники готик-ро

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги