Проживание персонажа, как субличности.

 

Рассмотрим несколько примеров, когда классический сюжет дает возможность пережить, путем постановки этюда, какой-то внутренний конфликт, противоречие, осознать неявную или вытесненную часть личности... Я приведу случаи из практики. Случаи эти имеют частный характер, не обязательно претендуют на вывод на какие-то глобальные закономерности, тем не менее, они наглядны и удобны для рассмотрения.

Первый – случай навязчивой ревности. Интересно и характерно то, что обычно в таких ситуациях человек склонен гораздо более охотно прислушиваться к вкрадчивому голосу ревности и верить ему больше, чем, например, голосу здравого смысла и другим. Невольно вспоминается Шекспировский Отелло, которому идеи об измене Дездемоны нашептывал Яго. Несмотря на очевидную фальшь в поведении Яго, Отелло многократно умиленно повторяет, выслушивая его ложь: «Честнейший малый этот Яго!» – Вот и готовая сцена, где Яго, Отелло и другие персонажи являются действующими лицами внутреннего мира ревнивца. Человеку дается роль Яго в этюде - диалоге Яго и Отелло. При этом ставится задача сыграть действительно этакого «рубаху парня», которому нельзя не поверить. В процессе репетиций роль доводится до высокой степени эмоциональности и достоверности. Такое проживание роли Яго с определенным образом поставленной сверхзадачей (о том, как ставится сверхзадача в подобных действах в этом очерке я не намерен писать – поверхностно не хочется, а глубоко слишком долго, а я хочу лишь контурно обозначить здесь несколько примеров) позволяет сначала избавиться от патологического слияния с «честнейшим малым» в себе, осознать его, как интроект или, наоборот, проекцию, и занять по отношению к нему сознательную позицию. Следствием будет изменение реагирования и поведения человека в довольно широком контексте ситуаций. Кроме того, сверхзадача в данном случае даст возможность использовать возникновение ревности, как топливо для работы души.

 

Еще один пример: Кент из «Короля Лира». Сюжет может использоваться в очень распространенном спектре ситуаций, когда человек вытесняет из сферы своего сознания собственный голос справедливости (предварительно его оклеветав). Лир приказал Кенту, вступившемуся за невинно пострадавшую честную Корделию, немедленно покинуть страну под страхом смерти, объявив его предателем. Кент же, переодевшись до неузнаваемости, помогает Лиру в самых тяжелых испытаниях пройти путь искупления. – Великолепный сюжет для интеграции с отторгнутой ранее интуицией, тяжелыми ошибками и покаянием...

 

Или еще один сюжет, который применим к массе драматических ситуаций в жизни, наверное, многих и многих людей. Это из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Убит Федор Карамазов и все подозрения падают на его, на самом деле невиновного сына Дмитрия. Для прокурора, ведущего дело, наступает час приближения долгожданной славы. Он человек болезненно самолюбивый, неудачливый, закомплексованный ощущением своей ущемленности и обойденности. Ему важно во что бы то не стало выиграть дело. И все факты он истолковывает, подгоняя их под однозначное обвинение. Прокурор не колеблется, не сомневается, не задумывается над противоречиями некоторых обстоятельств, которые, не будь у него однозначного намерения выиграть позицию обвинителя, помогли бы разобраться и приблизиться к истине. Но истина его не интересует. И чем точнее логика фактов, на которую опирается прокурор, тем дальше он уходит от истины. Тем трагичнее ошибка. – Настолько часто встречается подобный сюжет во внутреннем мире людей, которых консультируешь, в собственном внутреннем мире, что невольно вспоминаются слова чеховского Платонова: «Господи! Теперь я знаю наверное, достаточно один раз предать, один раз солгать тому, во что верил и что любил, как уже не выбраться из цепи предательств и лжи, уже не выбраться!»

 

И все-таки невозможно здесь составить какие-то рецепты. Подбор сюжета и сверхзадачи для меня всегда таинство, которое я не могу и не хочу объяснять. В каждом конкретном случае приходит однозначное чувство «Да! – Здесь именно эта роль в таком-то действии!»

Я не берусь объяснить, например, почему проживание сюжета объяснения Сони и Елены из «Дяди Вани» в роли Сони, некрасивой и несчастной Сони, которая остается лишь с надеждами на «небо в алмазах» в иной жизни, привело к тому, что женщина, ее игравшая, наконец-таки приняла себя, как Женщину, - впервые за тридцать с лишним лет... Чувствовалось, что это произойдет, - но почему, каким образом?

Или молодому человеку, эмоционально скованному и замкнутому, мы почему-то дали роль Карандышева – этого «маленького и тщеславного человека» в финальной сцене «Бесприданницы» Островского. За счет чего произошла в нем мощнейшая трансформация. А это ведь была не роль какого-нибудь «настоящего мужика», а роль человека маленького, посрамленного и неудавшегося...

Остается необъяснимое. То, что приходит, только как чувство, как интуитивная догадка. Остается Таинство. Как принципиальная невозможность расчленить живое и «алгеброй гармонию поверить»...