рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Владислав Лебедько

Владислав Лебедько - раздел Культура, Владислав Лебедько ...

Владислав Лебедько

Драматургия и режиссура жизненного Пути (Очерк)

Хорхе Луис Борхес «Everithing and Nothing» «Трудно писать о своем пути в тридцатишестилетнем возрасте, когда жизнь далеко не окончена и многие душевные силы…

Лирическое вступление.

Итак: около года тому назад в сознании моем начала кристаллизоваться тема, которая соединяет в себе большую часть знаний, навыков, мотивов и… Дальнейшее изложение имеет целью наметить контуры зарождающегося исследования…  

Донормативное, нормативное и сверхнормативное развитие.

Допустим, что вы – консультант или ведущий группы, студии и т.п., к которому обращаются люди, желающие решить какие-то проблемы, развиваться,… Не хочется мне вступать в и без того шумную дискуссию на тему нормы и… Итак выделим три уровня задач, с которыми сталкивается человек в своем развитии.

Куда автор может завести...

«Гляжу с тоскою я на ваше поколенье,

Все ждут метафизической халявы...»

(Из песни Тимура Шаова)

 

Мой опыт общения с большим числом людей, желающих духовно развиваться и практикующих в русле самых разных Школ и направлений, показывает, что большинство из них находится в плену достаточно опасной иллюзии. Когда иллюзия эта не подтверждается (а если человек действительно приступает к серьезной работе над собой, эта иллюзия и не может подтвердиться) в лучшем случае гаснет энтузиазм, а в худшем могут возникнуть серьезные и опасные физиологические, нервные и психические срывы.

Сама эта иллюзия заключается в том, что развитие, духовное искательство ведет, якобы, к некому блаженству и личному счастью (как любят выражаться носители таких иллюзий – «к состояниям»). Возникает ожидание, что после некоторых долгих или недолгих усилий (а то и вообще без таковых) вдруг наступит некая халява, - нечто, похожее на вечно длящийся героиновый «приход без ломок». Увы... Это «вдруг» действительно может наступить, но не как халява, а как очень большая и трудная работа.

 

В начале статьи я заявился, как консультант. Я консультирую людей в широком диапазоне задач, веду группу и семинары под условным названием «Драматургия и режиссура жизненного Пути». Возникает вопрос – к чему эта самая драматургия и режиссура поможет прийти человеку, который по какой-либо причине мне доверился (или заинтриговался заявленной мною темой). Можно, конечно, в ответ на этот вопрос написать лозунги с громкими словами, как это нынче принято. Но, мне кажется, что для того, чтобы определиться с тем, куда я могу помочь дойти, необходимо обозначить место, где я сам сейчас нахожусь и тот образ жизни, который веду. Естественно, если пытаться определить это самому, можно (даже имея самые искренние намерения) изрядно наврать, поэтому, прежде, чем писать дальнейшее, я обсудил этот вопрос с несколькими компетентными коллегами.

Итак, то, чему я могу способствовать, используя методологию и техники Драматургии и режиссуры жизненного Пути:

- значительное усложнение жизни, когда внимание начинает вмещать все больший масштаб внешних и внутренних обстоятельств, которые, будучи замечены, приходится учитывать;

- углубление переживаний (любых, не только «позитивных»), значительное учащение так называемых «пиковых» переживаний. С другой стороны – утончение чувств и увеличение чувствительности;

- появление возможности удерживать «равновесие на пределе возможного»[2]. Значительное учащение ситуаций, когда возникает необходимость удерживать такое равновесие;

- вследствие предыдущего пункта – почтинепрерывная работа души[3], когда (опять же – почти) не удается «заснуть» (в смысле - существовать исключительно автоматически);

- картина мира претерпевает изменения все чаще (ориентировочно – раз в неделю происходит существенное, зачастую драматическое изменение в картине мира);

- сознание начинает вмещать все больший масштаб ответственности. Душа перерабатывает противоречия все усложняющихся обстоятельств жизни в переживание/действие любви;

- по критерию Таковости переживаний и внешним подтверждениям происходит качественный скачок от того, что сначала все чаще переживается пересечение со своим Предназначением, к тому, что все реже начинаешь «вываливаться» из своего Предназначения;

- появление Учителя внутри и все более точно различимая связь с ним;

- желание помогать окружающим «от избытка» и от любви...

Драматизация.

В основе дальнейших идей лежит феномен драматизма самой жизни. Наше восприятие мира дуально. С самого рождения мы сталкиваемся с огромным числом… Не имея сил и навыка принять противоречия и осознавать их, как одновременно… - на донормативном уровне через неадекватность поведения и разнообразную невротическую симптоматику;

Индивидуализация. Уникальность. Накал жизни.

Среди различных направлений духовного развития можно выделить две полярные тенденции. Пока трудно сказать, ведут ли они к одному... Первая тенденция – это стирание индивидуальных различий. Вторая тенденция предполагает наоборот обострение индивидуальных особенностей, уникальность прохождения каждого сюжета…

Работа души.

Душа обычного человека, в силу преобладания механизмов вытеснения и защит, делающих, как было проиллюстрировано в третьей главе, большинство… Работа души в нашем случае является и средством и целью Практики. Научить свою… Конфликт, безнадежность и безысходность, первоначально обрушивающиеся на человека, вследствие проникновения глубинных…

Жизненный путь, как совокупность нелинейных сюжетов.

В течении всей жизни человек проживает достаточно большой ряд сюжетов, связанных с разными контекстами и обстоятельствами. В разных сферах жизни… Таким образом, сюжет представляет из себя совокупность событий, в результате… Итак, сюжет определяется ведущим обстоятельством. Оно является тем главным условием, по которому начинается развитие…

Культурно-информационная матрица личности.

Те обстоятельства и предпосылки для формирования сценарных сюжетов и сюжетных линий, которые складывались в процессе рождения, воспитания и… КИМЛ можно описывать разными языками и с различных точек зрения. В любом… Лично мне удобны три модели, которые дают описание КИМЛ с разных сторон. Первая – это модель механизмов защиты…

Динамика развития и режиссура сюжета.

Для понимания того, что необходимо для режиссуры жизненных сюжетов, воспользуемся еще несколькими понятиями Драманализа, контексты применения… 1) Фабула – сухая канва событий (Родился, пошел в школу, закончил ВУЗ,… 2) Сюжет – трактовка данных событий в зависимости от замысла, это связи, противоречия, симпатии, антипатии и исходящее…

Раскрытие механизмов судьбы через Магический Театр. Таинство.

Несколько слов о моем любимом методе работы, претерпевшим только за последний год множество трансформаций... Магический Театр появился десять лет… Гарри Галлер – главный герой «Степного волка» дошел до предельного накала,… «Зеркало» стало основным элементом Магического Театра, - тем, что делает его действительно магическим, тем, что…

Культуральный слой сознания. Классические сюжеты.

 

Повторю достаточно важный для дальнейшего понимания тезис: Культурно-информационная матрица личности вписана в культурно-информационную матрицу семьи, рода, этноса, человечества, то есть в те обстоятельства и предпосылки, по которым развиваются общечеловеческие сюжеты данной эпохи. Таким образом, личный сюжет каждого человека это одна из проекций общечеловеческого сюжета, и опирается личный сюжет, прежде всего, на базис той культуры, в которой данный человек живет.

Вариации общечеловеческих сюжетов запечатлены в произведениях культуры. Более древние из них составляют основу мифов и сказок. Но, идет время и с каждым новым поколением общечеловеческие сюжеты усложняются и обогащаются. В кристаллизованном виде они представлены в тех произведениях культуры, которые признаны классическими (они потому и признаны классическими, что в них угадывается некая общечеловеческая проблематика). Понятно, что, с одной стороны, такой культуральный пласт в сознании является как бы дополнительной (и все возрастающей с течением времени) преградой на пути движения осознания к своим глубинам (архетипам и чистому «я») – как бы мы не хотели сделать вид, что его нет (чем, кстати грешат многие эзотерики, пытающиеся сразу, минуя этот пласт, добраться до «сути вещей» и используя для этого те же способы, что и, например, древние йоги или адепты иных древних Традиций, - забывая о том, что у древнего йога культуральный пласт сознания был неизмеримо «тоньше» и ему не требовалось специальных усилий для прохода через этот пласт), он будет тянуться хвостом. С другой стороны, именно наличие этого пласта дает возможность каждому человеку пройти все более уникальную и неповторимую траекторию развития, так как вариаций и развилок все больше и больше с течением времени. И каждый человек, проходящий действительно уникальным путем (читай - Путем индивидуализации), тем самым вносит свой вклад в общечеловеческую копилку, создавая еще больший спектр возможностей для последующих поколений. Иными словами, жить становится все сложней, но интересней. Так что, являясь дополнительной нагрузкой, культуральный пласт сознания увеличивает негэнтропию, что собственно и дает необходимые условия для развития. (Существуют, конечно, и методы стирания и индивидуальных и культуральных различий, но это путь увеличения энтропии, упрощения и, в конечном итоге, деградации. Таким путем можно, наверное, добраться до Целого, раствориться в нем и уснуть навеки[24]).

Среди возможных методов прохода через культуральный пласт уникальным путем, я предлагаю еще один. Фундамент для этого метода существовал с древних времен – это постижение Культуры, чувственное (а не только интеллектуально-энциклопедическое) погружение в ее произведения. Я считаю, что современному духовному искателю не обойтись без такого опыта и опыт этот, слава Богу, открыт всем желающим. Что же касается метода, который я предлагаю, - он представляет скромную добавку (возможно, необходимую достаточно большому числу людей, которые оказались по тем или иным причинам неспособны или не обучены чувственному постижению Культуры). Метод этот заключается в сценической постановке этюдов, взятых из произведений классической драматургии. Этот процесс является одним из методов консультирования и потому существенно отличается от того, как происходят, например, театральные репетиции и постановки. Если для артиста важно донести своей игрой до зрителя замысел драматурга, то в случае консультирования[25] мы ставим иную задачу. В нашем случае важно, чтобы человек, сыгравший классический этюд, осознал бы посредством этого определенные сюжеты своей жизни, свои мотивы и ценности, прожил бы отторгаемые или неосознанные части своей личности, побуждения и принял их. Здесь же присутствует и основная наша задача – выйти на осознание предельных противоречий путем драматизации и начать работу души... Разные задачи, а значит и подбор сюжетов и их режиссура для этих задач принципиально отличается от театра.

 

Проживание персонажа, как субличности.

Рассмотрим несколько примеров, когда классический сюжет дает возможность пережить, путем постановки этюда, какой-то внутренний конфликт,… Первый – случай навязчивой ревности. Интересно и характерно то, что обычно в…  

Особенности Чеховских сюжетов.

Мы уже говорили о культуральном слое сознания, как платформе для сознания индивидуального. С этой точки зрения очень важным мне представляется сюжет… Что же это за сюжет? Давайте рассмотрим ведущие обстоятельства. Их по меньшей… Оба этих обстоятельства привели к появлению трещины в массовом религиозном мировосприятии. И этот раскол растет,…

Древние трагедии и мифы.

Древние трагедии и мифы отражают фундамент общечеловеческих сюжетов и дают ключ к осознанию динамики развития человечества и каждого человека. Боги…    

Практика. Индивидуальная, групповая, микрогрупповая.

О почти бесконечных возможностях комбинаторики техник, технологий и отдельных приемов можно было бы написать отдельную книгу. Здесь же я приведу… Но, в процессе консультирования, работает не только и не столько техника, -… В общении с таким консультантом (будь оно построено, как некий специальный процесс, типа Магического Театра,…

Путь и Искатель.

Путь начинается с того момента, когда человек, который, оставшись без защиты коллективно-религиозного сознания, столкнулся в обнаженном виде с…    

Послесловие.

Прочитал еще раз весь очерк. Материал сырой. Местами неубедительно и расплывчато. Местами аппроксимации и догадки там, где должны быть факты. Где-то…    

Октябрь 2001 г.

[1] Понятие «стратегии» в данном случае относится к стратегиям, разработанным в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). [2] Равновесие здесь относится к различным сферам внешних и внутренних… [3] О понятии «работа души» см. ниже.

– Конец работы –

Используемые теги: Владислав, Лебедько0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Владислав Лебедько

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лебедько Владислав, Найденов Евгений, Михайлов Максим, Гилячева Эльмира - Боги и эпохи
На сайте allrefs.net читайте: "Лебедько Владислав, Найденов Евгений, Михайлов Максим, Гилячева Эльмира - Боги и эпохи"

Владислав Канюка: НЛО можно заказывать
Владислав Канюка НЛО можно заказывать... Уфологи ломают голову над загадкой НЛО и пытаются понять какая их природа и... НЛО по заказу...

О прозе Владислава Отрошенко
Двор прадеда Гриши - повесть, опубликованная в первом номере Ясной Поляны, нового журнала, что был открыт для чтения в 1997 году повесть из… Да был ли Отрошенко Первая ж книга, точней сказать, мистический роман об одной… Но дело было и в духе самой прозы, которая, отдадим ей должное, была неуязвимой для критических казнящих или милующих…

0.043
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам