Драматизация.

В этой главе мы обратимся к одному из основных принципов исследуемой темы – драматизации.

В основе дальнейших идей лежит феномен драматизма самой жизни. Наше восприятие мира дуально. С самого рождения мы сталкиваемся с огромным числом противоречий, которые неразрешимы с точки зрения обыденного сознания. Противоречия эти распространяются на все жизненные контексты, начиная от бытовых и заканчивая предельными человеческими и общечеловеческими, - такими, которые можно выразить, например, формулой «я – раб, я – царь, я – червь, я – Бог»... Это неизбывное противоречие между механистичностью и обусловленностью психофизического существования и чем-то еще невыразимым, по чем дух томится...

Не имея сил и навыка принять противоречия и осознавать их, как одновременно сосуществующие, мы вытесняем большую их часть, что косвенно так или иначе проявляется:

- на донормативном уровне через неадекватность поведения и разнообразную невротическую симптоматику;

- на нормативном уровне часть противоречий начинает обнажаться, представая то как нравственный конфликт, то как борьба мотивов; остальные продолжают маскироваться под более или менее выраженные защитные механизмы[4] или через гиперкомпенсацию[5].

- на уровне сверхнормативных задач идет обнажение противоречий и конфликтов, их принятие и либо занятие по отношению к ним особой позиции (об этом далее), либо творческое их преображение там, где это возможно. На этом уровне человек доходит до предельных общечеловеческих противоречий. Так, выражаясь словами Чеховского героя[6]: «...У настоящих мыслителей пессимизм составляет не шалтай-болтай, как у нас с вами, а мировую боль, страдание; н у них имеет христианскую подкладку, потому что вытекает из любви к человеку и из мыслей о человеке, и совсем лишен того эгоизма, который замечается у виртуозов. Вы презираете жизнь за то, что ее смысл и цель скрыты именно от вас, и боитесь вы только своей собственной смерти, настоящий же мыслитель страдает, что истина скрыта от всех и боится за всех людей...»

 

Рассмотрим одну из частных моделей, описывающую возникновение конфликта в сознании и механизм обусловленности выбора. Модель эта предложена Александром Губиным[7]:

Рассматривается несколько дуальных пар восприятия – реагирования. Первая дуальная пара в восприятии возникает с первых минут жизни (и даже во внутриутробном состоянии) и выражается, как Приятно – Неприятно. Далее, уже позже, возникает следующая пара Хочу – Не хочу. Потом Правильно – Неправильно. Затем уже проявляется Нужно – Не нужно. (Можно добавить еще какие-то пары, но это непринципиально). Конфликт и выбор не возникает до тех пор, пока совпадает Приятно – Хочу – Правильно - Нужно или Неприятно - Не хочу - Не правильно - Не нужно. Напряжения возникают, когда появляются перекрестные противоречия, например Хочу, но Не нужно. Или Правильно, но Неприятно (и так далее – все возможные перекрестные сочетания). Выбор в данном случае иллюзорен происходит автоматически, будучи обусловлен тем полюсом, где на данный момент больше энергии. Человек может понимать, что то, что он делает совершенно неправильно и не нужно, но настолько приятно, что справиться с этим невозможно. Получается, что без совершения некой специальной внутренней работы, все наши выборы механичны и обусловлены. Для того, чтобы совершить действительно сознательное действие, необходимо осознать присутствующий конфликт и иметь некий критерий, который и даст ориентир для выбора. Таким критерием может служить интуитивное переживание Таковости. На определенном уровне развития сознания человек может различить голос интуиции, как ТО или НЕ ТО относительно сверхзадачи[8] данного сюжета своей жизни. Этот критерий располагается, условно говоря, в другой плоскости – выше, чем Приятно, Хочу, Правильно, Нужно и др. Техника, которую предлагает Губин заключается в том, что когда вы понимаете, что то, что вы делаете – НЕ ТО и тем не менее из-за силы автоматизма вы не можете не делать этого, вы принимаете то, что вы делаете, как свой сознательный выбор, говоря себе: «Я выбираю делать это». Абсурдность такого осознавания приводит к возникновению все более и более сильно переживаемого конфликта. Так, например, человек, выпивающий стаканчик водки и понимающий, что он делает НЕ ТО, что он спивается и не в силах противостоять привычке, начинает принимать это действие, ведущее к самоуничтожению, как свой собственный выбор. Трудно сказать – на второй, на десятый или на сотый раз конфликт от осознавания абсурдности такого своего выбора может перевесить чашу весов в противоположном направлении, но вероятность того, что это произойдет - относительно велика. Применяя эту технику, мы идем на обнажение противоречия и его углубление... Но, это лишь один из частных приемов, необходимый нам для иллюстрации подхода, который мы условились называть драматизацией.

Итак: Практика, направленная на решение задач развития на всех трех уровнях (донормативном, нормативном и сверхнормативном) состоит в обнажении противоречий и дальнейшем их принятии и интеграции[9] через работу души[10]. Спектр технических приемов, используемых для этого, мы и назовем драматизацией. Для того, чтобы постоянная драматизация не привела к срыву, ее целесообразно сочетать с техниками релаксации.

 

Здесь мы подходим к очень важному для понимания моменту. Дело в том, что обнаженные противоречия, с которыми первоначально (в детстве или когда либо еще) душа не справилась, как раз и привели к неврозу, к механизмам защиты, к психосоматическим болезням и т.п. Поэтому очень важно, чтобы использование драматизации, как специального метода не привело к углублению невроза. Для этого консультанту необходим опыт, позволяющий обеспечить такую именно драматизацию, чтобы она перешла в работу души, а далее важно определенным образом эту работу направлять и фокусировать (на первых этапах, пока у человека появится собственный опыт и он сможет самостоятельно справляться с усложняющейся жизнью. А практика показывает, что будучи запущенным, такой процесс, после какого-то рубежа начинает идти самостоятельно – уже не нужно создавать драматизацию специально – жизнь начнет усложняться и предлагать все более объемные и трудные задачи. Следующая после запуска этого процесса задача консультанта – подготовить человека к этому – к самостоятельной работе со все усложняющимися задачами жизни).

 

Среди техник драматизации, используемых в русле «Драматургии и режиссуры жизненного Пути» можно выделить микротехники (например, конфронтация, как частный случай применения микротехники в беседе), макротехники или технологии (Магический Театр, сценическое проигрывание этюдов....[11]) и метатехники (например, создание сложных ситуаций, провоцирующих осознание неких глубинных противоречий).

 

Не следует смешивать драматизацию с так называемым «вычитанием» – когда человека окунают, образно говоря, в дерьмо. Драматизация предполагает наоборот возвышение противоречий и приведение человека к осознанию их Таковости, экзистенциальности.

 

Еще один важный момент, который хочется отметить, говоря о драматизации. Классические произведения литературы (особенно классическая драматургия) содержат все многообразие сюжетов и конфликтов, которые мы проживаем в прямом или завуалированном виде. Обращение к специально подобранным для каждого случая классическим сюжетам и их этюдная сценическая постановка является мощнейшим инструментом для осознания и интеграции большого спектра жизненных противоречий и, следовательно, расширения и развития сознания. Существенные отличия этой технологии от традиционного театра будут обсуждены ниже в соответствующей главе.