Версия В. Седова

Академик В. В. Седов выделял несколько ранних археологических культур, которые считал славянскими[14]. По его мнению славяне — это культура подклешевых[15] погребений 400—100 гг. до н. э. в междуречье Одера и Вислы (центральная и южная Польша). В результате миграции кельтские племена вошли в соприкосновении с праславянами, и культура подклешевых погребений трансформируется в пшеворскую (II—IV вв.), а кельты в Польше ассимилируются славянами, которых Седов ассоциировал с венедами.

Во II—III вв. славянские племена пшеворской культуры из Висло-Одерского региона мигрируют в лесостепные районы междуречья Днестра и Днепра, заселенные сарматскими и позднескифскими племенами, принадлежавшими к иранской языковой группе. Одновременно происходит перемещение на юго-восток германских племён гепидов и готов, в результате чего от нижнего Дуная до Днепровского лесостепного левобережья складывается полиэтничная черняховская культура с преобладанием славян. В процессе славянизации местных скифо-сарматов в Приднепровье формируется новый этнос, известный в византийских источниках как анты.

В конце IV века развитие пшеворской и черняховской культур прервалось нашествием гуннов. В южной части ареала пшеворской культуры, там, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, складывается пражско-корчакская культура, распространяемая на юг мигрирующими славянами. В междуречье Днестра и Днепра в V веке складывается пеньковская культура, носителями которой стали потомки черняховского населения — анты. Вскоре они расширили свой ареал за счет левобережья Днепра.

Однако современные археологи признают тесные связи и некоторую преемственность пшеворской, зарубинецкой и черняховской культур с германской ясторфской. Все эти культуры соответствуют примерно одинаковому образу жизни её носителей и сравнимому уровню развития ремёсел, в то время как более поздние славянские культуры характеризуются гораздо более низким уровнем материального производства (примитивная посуда, мало украшений, почти нет оружия в погребениях). К тому же по письменным свидетельствам современников ареалы культур, априори признаваемых Седовым славянскими, примерно совпадают в соответствующую эпоху с местами расселения других народов: лугии и другие германцы — ареал пшеворской культуры, бастарны — зарубинецкая, готы и сарматы — черняховская культура.