Обший обзор некоторых основных проявлений праксиса и гнозиса человека

Праксис – активность людей по оказанию влияния на что-то в среде или в самом субъекте (индивидуальном или групповом); гнозис – познавательные процессы, действия.

Взглянем на человека (или группу) как на технический автомат или черный ящик, у которого есть входы, выходы и некоторое внутреннее устройство, от которого пока отвлечемся.

Прежде всего заметны движения, изменяющие положения нашего тела или внешних предметов в пространстве. Они разнообразны – от чесания затылка или нажатия пусть ядерной кнопки, до движений электросварщика или балерины. Движения могут быть строго дозированы по признакам пространства, времени, усилий.

Устная речь – это тоже, в конечном счете, очень тонкая работа рече-двигательных органов, колеблющих воздух. Далее, нетрудно еще и еще раз убедиться, что, прислушиваясь, присматриваясь, принюхиваясь, оценивая вкусовое достоинство пищи, шероховатость или температуру поверхности предметов, мы совершаем движения настройки органов чувств и обслуживания всего процесса познания. В частности, глаз не просто блуждает по окружающему, а как бы ощупывает контуры и детали выделяемых предметов; ему свойственна и некоторая микроритмика движений; а обездвиженный глаз в отличие от фотоаппарата не способен отобразить объект, хотя мы в этом не отдаем себе отчета. Восприятие музыки, речи сопровождается незаметными для нас микродвижениями голосовых связок и т.д. Иначе говоря, движения участвуют и в познании.

Итак, думая о выходах, мы не миновали и входы. Не редкость и то, что за внешне простыми движениями (пусть нажатия кнопки) стоят сложные процессы психической регуляции.

При рассмотрении исполнительной активности (праксиса) человека на первое место часто выступают для нас не сами по себе движения, а такие сложные системные целостности, которые и поведением-то назвать можно с большой натяжкой; иногда хочется сказать: деяния, стратегии или даже образ жизни как, скажем, «уход за молодняком молочного стада», «борьба за очистку сточных вод», «сборка гидротурбин», «доведение товаров до потребителя», «концертное выступление», «улыбка», «поступок», «разработка программ для компьютера», «ведение хозяйственной документации». Для ориентировки в разнообразии возможных выходов и входных процессов, характеризующих человека, группу людей, построим хотя бы очень приблизительные их классификации.

Можно основать классификацию на признаках результата деятельности, изделия, творения (это полезно каждому для обоснования самоуважения в связи с ответами на такие, например, вопросы: «А я что произвожу?» или «Делателем чего меня следует считать?»).

Можно выделить такие более или менее различимые таксоны (подразделения) классификации.

• Создание относительно устойчивых целостностей, существующих: а) во внутреннем мире людей (учитель делает отношение учеников к учению, их знания о природе; черный маг или политик – некоторые представления в сознании людей); б) в мире культуры (архитектор делает проект жилого дома, предприимчивый кондитер – какой-нибудь «сникерс», инженер – более удобную модель машины); в) в мире, подчиненном в основном законам природы (сделали водохранилище; вывели новый сорт пшеницы, и хотя это явления культуры, они сильно «повязаны» законами природы).

• Создание процессуальных целостностей, временных полезных эффектов (артист эстрады или культорганизатор в санатории создают хорошее настроение у людей; дирижер хора или оркестра – звучание; оператор энергоблока электростанции – электроток определенной стандартной частоты заданного напряжения и т.п.).

• Создание информационных продуктов (оперативной осведомленности людей в незнакомой им обстановке, книг, статей и других материалов по вопросам природы, общества и человека).

Упражнение.

Представьте изложенную выше группировку результатов в виде прямоугольной таблицы (три основных столбца на три пересекающие их строки). Приведите свои примеры. Хорошо, если вы улучшите эту или построите другую классификацию.

Интересующую нас группировку можно построить на признаках процесса активности (Какие действия человек выполняет?).

Люди могут выполнять: а) социальные действия (установить, поддерживать или прервать контакт с человеком, группой; выразить свое отношение; предложить, принять или отвергнуть помощь, убедить, поручить, приказать, посоветовать, сплотить людей для дела и т.д.; всему этому приходится специально учить себя); б) логические и имажинитивные (от лат. imago – образ, подобие, воображаемое) действия (преобразовать мысленные представления об объектах, идеи; расчленить или соединить их в уме, сравнить, сделать вывод, дать оценку, отбросить предвзятое мнение, придумать новую комбинацию мыслимых объектов); в) мнемические (от греч. корня mnem, указывающего на память) – выделить в своем сознании и удержать для будущего идеи, представления; узнать ранее встречавшийся объект или преднамеренно воспроизвести его образ в сознании без внешней поддержки); г) действия по выделению, субъективному структурированию объектов в воспринимаемой среде (что-то заметить, выделить, опознать, различить, сосредоточиться, отвлечься, переключиться на другое) – это действия внимания и восприятия (аттенционные и перцептивные); д) двигательные действия (переместить, ударить, нажать, прыгнуть, уменьшить крен самолета, бросить мяч).

В описанных явлениях трудно разграничить практические эффекты (выходы) и познавательное их обеспечение (входы) или, наоборот, познавательные эффекты и их двигательное обеспечение. Скажем, логические или мнемические действия, будучи познавательными, меняют ориентированность человека среде, т.е. приводят к изменениям в самом субъекте; не случайно, например, говорят о практике исследовательской (познавательной) работы. Праксис невозможен без гнозиса, и наоборот.

Упражнение.

Постройте на основе жизненного опыта мысленные образы-примеры, иллюстрирующие каждый из пунктов приведенного выше перечня разновидностей действий. Ценно, если вы дополните или перестроите приведенную классификацию.

Задания.

1. В каких из перечисленных ниже пунктов описаны показатели, по которым человек, по вашему мнению, превосходит машину (технический автомат), и в каких – машина человека: а) выполнение однообразных очень точных операций в течение длительного времени; б) обнаружение очень слабых полезных сигналов; в) обнаружение сигналов при высоком уровне шумов (помех); г) учет прошлого опыта и изменение в соответствии с ним способов действия; д) нечувствительность к многим посторонним воздействиям; е) плавное и точное приложение больших физических усилий; ж) опознавание образов; з) нахождение новых решений задач, проблем; и) нахождение правильных решений при неполных сведениях о событиях; к) выполнение сложных вычислений с большой точностью и быстротой; л) работа при высоких и низких температурах, в разных химических средах; м) выполнение операций в непредвиденных обстоятельствах; н) способность продолжать действия в условиях перегрузок.

2. Прокомментируйте приводимые ниже отрывки диалога из книги А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» с точки зрения проявлений в нем гнозиса и праксиса:

«В сентябре 1920 года заведующий губнаробразом вызвал меня к себе и сказал:... Вот ищу, ищу, тут такое дело большое: босяков этих самых развелось, мальчишек – по улице пройти нельзя, и по квартирам лазят .. Ну? – А что «ну»9 – Да вот это самое» никто не хочет, кому ни говорю, – руками и ногами, зарежут, говорят. Вам бы это кабинетик, книжечки... Очки вон надел... Я рассмеялся: – Смотрите, уже и очки помешали! – Я ж и говорю, вам бы все читать, а если вам живого человека дают, так вы, это самое, зарежет меня живой человек. Интеллигенты! – Вот послушайте... Ведь и до революции с этими босяками справлялись... – Это не то, знаешь... – Правильно. Значит, нужно нового человека по-новому делать... А никто не знает – как – И гы не знаешь? – И я не знаю. – А вот у меня это самое... есть такие в губнаробразе, которые знают.. – А за дело браться не хотят. – Не хотят, сволочи, это ты верно... Все равно всем учиться нужно. И ты будешь учиться. Это хорошо, что ты в глаза сказал, не знаю. –Ну, добре, сказал я...– Вот это молодец! – сказал завгубнаробразом. – Действуй1 Дело святое!».