О динамике самосознания личности

Ранее шла речь о «Я-образе», «Я-концепции», о самооценке, об уровне притязаний человека на признание другими, о диалогической природе сознания. Все это имеет отношение к самосознанию личности, которое входит в структуру личности. Но здесь мы обратим внимание еще и на нечто другое.

Самосознание – это не просто разновидность знаний человека о себе, а психическая целостность, относительно устойчиво характеризующая данного человека и изменяющаяся в итоге его поступков.

Рассмотрите, выполняя приводимое упражнение, основные варианты изменений самосознания в связи с деятельностью (совершением поступков).

Упражнение.

Опираясь на схему 7.1 и используя личный опыт, знание , литературно-художественных произведений, постарайтесь привести примеры на каждый из шести пронумерованных вариантов.

Некоторые пояснения и примеры для облегчения работы: я взял в библиотеке редкую книгу. Мне дали ее на строго определенный срок, поскольку «другим тоже нужно; есть очередь». Но я отвлекся на другие дела, книгу не прочел и решил ее к сроку не сдавать («не убьют»). Поступив так, я отверг мотив уважительного отношения к другим, но стал все же понимать, что сам я, выходит, «плохой коллега» – подвел своих же товарищей по учебе, друзей. Теперь (осмыслив свершившееся), я как бы «голосую» в пользу ранее отвергнутого побуждения и могу раскаяться, наметить пути исправления ошибки (вариант 1).

Но, положим, мне хочется сохранить самооценку, оставить нерушимым мнение о себе (продолжать думать, что я «хороший»), тогда я могу мысленно исказить ситуацию и представить себе дело так, что у меня, скажем, не было выбора – меня обстоятельства отвлекли от прочтения книги, а «сам я ничего плохого не сделал» (вариант 2). Возможен и такой ход осмысления сделанного: я «голосую» против отвергнутого побуждения и придумываю дополнительные доводы, оправдывающие мой поступок: «жизнь – это борьба, долой нежности!», «другим надо было самим своевременно позаботиться о книге» и пр. (вариант 3).

Я могу и исказить ситуацию, представив ее как несущественную для дружеских отношений; либо о других могу подумать плохо в том смысле, что они не заслуживают моей жертвы (вариант 4).

Может случиться и так, что я не найду решительного выхода из ситуации: искажать ситуацию и заниматься самообманом вроде бы нехорошо, других обесценивать – тоже; и я по всем критериям должен признать себя «плохим», что тоже неприятно; весь этот клубок противоречивых переживаний какое-то время «фонит» в душе, беспокоит, мешает продуктивно работать (вариант 5).

И последний (6-й) вариант, о котором может «автоматически» позаботиться нервная система – я перестану помнить произошедшие события, они выталкиваются из моего сознания и, таким образом, неприятные переживания перестают меня тревожить.

В жизни все происходит не так расчлененно и линейно, как на схеме, а скорее, как в душах художника Пискарева и поручика Пирогова из повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» (прочтите ее еще раз): состояния смятения могут перемежаться с намерениями решительного действия или уходами от реальности в сны, грезы, или вытеснениями неприятных переживаний из памяти.

Моральная ценность рассмотренных вариантов хода переживаний в описанных случаях неодинакова. Во всем этом важно отдавать себе бтчет, чтобы сохранять в жизни позицию порядочного человека.

Схема 7.1. Шесть возможных вариантов осмысления своего «Я» после совершения поступка. Стрелки обозначают последовательную связь переживаний, (по В.В. Столину, 1983).