Карточка играющих

Имя (символ).

Группа.

 

 

 

 

Наименование предметов Оценка Дирек­тивная оценка Разница в оценках При­меча­ние
инди­вид. груп­повая лиде­ров ИНД. 5-2 2-6 груп­повая 3-5 лидеров 4-5 5^
Моток прочной веревки ....... Аптечка....... Спички........ Карта звездного неба Обогреватель Два кисл. баллона Бортпаек ..... Ящик сгущ. мол Надувной спас, жилет 20 л. воды.... ; Магн. компас' Сига, ракета Рация УКВ.. .".... Парашют......                

Затем начинается второй этап игры. Создаются команды по 5-7 чел., и об­суждение продолжается в командах. Каждый играющий отстаивает свою ин­дивидуальную точку зрения при обсуждении.

Время для обсуждения 10-15 минут.

В игре возможно и продолжение: собираются лидеры команд и снова вы­рабатывают коллективное решение. По итогам работы лидеров можно вы­явить того из них, кто действительно является таковым.

После проведения всех этапов игры все слушатели играющие записывают в свою карточку, в рубрику "директивная оценка" очередность освобождения от предметов; правильный ответ: 6, 7,14, 2, 9, 1, 5, 11, 12,4, 13,10, 3, 8.

Получив эти данные, играющие находят разницу между своей оценкой и директивной или наоборот, и записывают данные в графе 6 карточки, затем итог суммируют. То же - с групповой оценкой и оценкой лидеров.

Выигрывает группа, которая ближе других оказалась к директивной оценке.

Руководитель подводит итоги и отмечает "позитивных" и "негативных" лидеров и отдельных слушателей, которые вели за собой группу. Предметом анализа могут быть не только решения, но и то, каким образом группы их об­суждали: какова культура взаимодействия; какие стратегии превалировали (компромисса, уступки, избегания, противоборства, сотрудничества); кто бы­ли лидерами в командах и куда они вели группу - к победе или к поражению; если у кого-то был правильный ответ, а группа пошла ложным путем, то что этому способствовало, и т. п.

Имитационная игра навзаимодействие "ВОЗДУШНЫЙ ШАР"

Цель:научить эффективному взаимодействию, коллективному принятию решений.

Перед началом игры ведущий просит всех участников сесть в большой круг и обращается к ним со следующими словами: "Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необи­таемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном и до ближайшего уча­стка земли 500-550 км.

Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвест­ным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На неко­торое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин. шар стал падать с прежней, очень большой, скоростью.

Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создав­шееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательно­сти выбрасывать за борт. Вот перечень предметов, которые остались в гондоле:

1. Канат - 50 м.

2. Аптечка с медикаментами - 5 кг.

3. Компас гидравлический - 6 кг.

4. Консервы мясные и рыбные - 20 кг.

5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) - 5 кг.

6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг.

7. Конфеты разные - 20 кг.

8. Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа).

9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг.

 

10. Палатка 10-местная — 20 кг.

11. Баллон с кислородом - 50 кг.

12. Комплект географических карт - 25 кг.

13. Канистра с питьевой водой - 20 л.

14. Транзисторный приемник - 3 кг.

15. Лодка резиновая надувная - 25 кг.

Задача; принять коллективное решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить.

а) каждый принимает решение индивидуально;

б) создается несколько команд по 5-7 чел., и каждая команда вырабатывает
коллективную версию.

Правила:

1. Нельзя принимать решение путем голосования.

2. Нельзя высчитывать проценты: кто "за" и кто "против".

3. Нельзя "давить" на партнера ("я сказал!"..).

4. Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае
конфликта - компромисс.

5. Высказывать свое мнение может любой член экипажа.

6. Количество высказываний одного человека не ограничивается.

7. Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с
ним согласились.

8. Если хоть один член экипажа возражает против принятия данного ре­
шения, оно не принимается и группа должна искать иной выход.

9. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов

и вещей.

10. При определении значимости предметов и вещей, т. е. очередности, с какой вы их будете выкидывать, нужно иметь в виду, что выбрасывает­ся все, а не часть (например, все конфеты, а не половина). Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро уча­стники игры примут решение.

Примечание: если играющим не удастся договориться - они "погибнут". После окончания игры подводятся итоги. Например, следует определить, что способствовало эффективной работе команды:

- уровень компетентности играющих;

- конструктивное взаимодействие;

- культура полемики;

- общность целей (индивидуальных и групповых);

- эффективные стратегии общения;

- четкая организация обсуждения;

-желание победить и пр. или: что препятствовало эффективной работе

команды, например:

слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых

предметов;

неэффективные стратегии взаимодействия;

превалирование личностных целей над коллективными;

слабое руководство обсуждением со стороны лидера или отсутствие

такового;

низкая культура спора, ведения дискуссии.

Для завершения игры можно коллективно сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.

Имитационная игра"НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ"

Участники садятся в большой круг, и организатор объясняет правила предстоящей игры:

"В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядо­витые растения и животные, ливневые дожди, короткий день, жестокий холод, визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к своей обычной жизни, в родные края.

Ваша задача:создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить.

Поймите серьезность и опасность происшедшего. Люди иногда при таких обстоятельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни - вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, чтобы солнце не спалило вашу кожу и вы могли укрыться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов.

Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Необходимо наладить и социальную жизнь: распределить основные функции и обязанно­сти. Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут выполняться.

Прежде всего решите вопрос о государственном устройстве, о власти. Кто будет руководить жизнью людей? Кто будет принимать окончательное реше­ние? Все жители острова единогласно (консенсус), или простое большинство, или группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер (выбранный или назначенный)? Каким образом будет контролироваться вы­полнение: под страхом наказания, смерти?

Как будет распределяться добываемая пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили?

Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и нико­му не подчиняясь? А если такой образ жизни сделает его слабым, болезнен­ным, обузой для других?

Надо также определить, какие у вас будут праздники. Сколько их будет? Как вы их будете устраивать?

Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений (можно назвать его "кодексом чести"), примерно 15-20 пунктов.

Правила должны быть четкими, а не абстрактными, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, предотвраще­нию конфликтов и ссор.

Нужно также предусмотреть санкции за нарушение установленных правил.

Выполнение:на все обсуждение и разработку правил дается 1 час и полная свобода действий в рамках задания. Нужно выбрать "летописца", ко­торый будет фиксировать основные события и принятые решения. Участники игры, если захотят, то могут разбиться на малые группы, готовя разные или одинаковые задания, а затем путем межгрупповой дискуссии обсудить резуль­таты групповой работы и выработать общее решение.

Комментарии: задача организатора игры - подробно проинструк­тировать участников об условиях проживания на острове. Он должен от­ветить на все вопросы слушателей, но при этом нельзя подсказывать ре­шение проблем. Например, не следует говорить о правилах проживания. Организатору целесообразнее ставить вопросы, акцентируя внимание обучаемых на тех моментах, которые он считает наиболее важными. Уча­стники должны работать самостоятельно, без помощи ведущего. Он мо­жет вмешаться лишь в том случае, если возникнет напряженная ситуация, способная привести к конфликту.

После игры необходимо провести ее обсуждение, обратив особое внима­ние на стиль и манеру общения участников, на способы согласования и приня­тия решений, профилактику и предупреждение конфликтных ситуаций, жела­ние и умение обучаемых слушать и слышать других, учитывать их мнения, выражать свои мысли четко и грамотно.

Если перед игрой провести тестирование на стратегии взаимодействия (см. тест К. Томаса, с. 358), то по результатам игры можно сделать анализ поведе­ния каждого с точки зрения выбора стратегий, гибкости в их использовании, эффективности и неудач.

Примечание: содержание творческой деятельности участников игры можно конкретизировать в зависимости от специализации обучаемых, напри­мер, если они - экономисты, менеджеры, то пусть разрабатывают экономические и управленческие основы совместной жизни людей на острове; если обу­чаемые - юристы, можно разработать все необходимые документы по регла­ментации гражданских, правовых, трудовых и прочих отношений; если обу­чаемые - психологи, специалисты по ПР, то целесообразно акцентировать внимание на взаимоотношениях людей, психологических и социальных аспек­тах их жизни и работы и т. д.

В случае конкретизации деятельности целесообразно оценивать результа­ты игры не только преподавателю, обучающему деловой коммуникации, но и специалисту по проблемам, разрабатываемым на игре, с точки зрения их про­фессиональной грамотности (юридических документов, экономических вы­кладок и пр.). Это не только повысит интерес играющих, но и позволит нала­дить межпредметные связи, а также вызовет у других преподавателей интерес к игровому моделированию при обучении.

Если игра строится на профессиональном материале, можно предусмот­реть домашние задания до начала или после игры - по отработке конкретных профессиональных материалов: например составить кодекс, разработать смету, бизнес-план, закон и т. п.