Моральные нормы, кодексы, принципы, идеалы

Первоначальной «клеткой» морального сознания являются нормы морали. Нормы морали – это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями. Нормы морали, как и всякие социальные нормы, несут в себе повелительное начало – требовательность, императивность. Любая норма морали содержит в себе определенное предписание или веление, выраженные, как правило, в повелительном наклонении. «Делай то!», «Ты должен!», «Не убий!», «наслаждайся», «проживи жизнь незаметно», «будь независимым», «подчиняйся только нравственному долгу». Таким образом, нормы морали не столько советуют, убеждают, просят, сколько велят, предписывают требования определенного поведения.

Нормы морали имеют объективное значение. По своему содержанию они не зависят от склонностей, предпочтений, произвола, субъективного мнения кого бы того ни было. Но вместе с тем, моральные нормы возникают как результат свободной волевой активности человека, а не как результат известного рода естественной причинности. И в этом смысле моральные нормы – это субъективное образование, идеальная социальная форма общественного и индивидуального сознания.

Если в обычае его предписывающая сила как бы коренится в самом действии, многократно совершаемом всеми, и не отделяется от него в виде идеальной модели, образца или запрета, то моральная норма – это идеальное образование в сознании, противостоящее реальному бытию, обращающее к нему свое долженствование. Следовательно, в норме уже отчетливо выражено присущее моральному сознанию долженствование, противостоящее существованию, то есть антитеза должного и сущего.

Как отмечалось ранее, моральное сознание отражает сущее с точки зрения должного, лучшего совершенного, и моральная норма оказывается наиболее простой формой противоречивого единства сущего и должного в морали. С этой точки зрения, можно сказать, что нормы морали, в отличие от других регуляторов поведения, побуждают человека к совершенству. Дело в том, что моральные нормы отражают не само сущее как оно есть, а выражают его в тенденциях и стремлениях в виде идеального, более высокого и совершенного строя отношений между людьми, с точки зрения его желательности и общественной необходимости. В свою очередь, становясь постепенно достоянием отдельных, индивидуальных субъектов морального сознания и воплощаясь в практику их поведения и отношений, моральные нормы также постепенно входят и привычку, превращаются в нравы. Получается, что моральная норма как бы отталкивается от реально практикуемого поведения, противостоит ему в виде идеального образца должного, необходимого, желаемого поведения и постепенно «подтягивает» реальное поведение к этому образцу, наполняя человеческую деятельность все большим нравственным содержанием.

В то же время это касается далеко не всех моральных норм, ибо большая их часть всегда нарушалась и будет нарушаться вследствие того, что поведение человека мотивируется далеко не только моральными соображениями. Это делает необходимым существование моральных норм, утверждающих в своей совокупности некий идеальный образец для подражания или для вынесения оценки.

Нормы морали носят автономный, а не гетерономный характер. Они не допускают разведения субъекта и объекта нравственных требований. Социальные общности или отдельные индивиды, устанавливающие и санкционирующие нравственную норму, как правило, и являются теми социальными общностями или индивидами, которую эту норму исполняют. Если выраженное в норме предписание выступает лишь в виде внешнего требования, только как внешняя необходимость или чужое повеление, то эта норма не будет нравственной в собственном смысле слова. Подлинно моральной норма становится тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как самовеление, субъективная необходимость.

Вместе с тем, любые моральные нормы, так как они проявляются, фиксируются в истории, представляют собой выражение определенного образа жизни той или иной социальной общности. И в этом отношении нормы морали всегда выражают определенные обособленные интересы тех или иных групп людей. И на этом основывается относительный характер всякой системы нравственных норм. Но в то же время всякая собственно нравственная норма всегда выражается в общеобязательной, общечеловеческой форме. Как справедливо указывал И. Кант, всякая особая, партикулярная норма, правило поведения, могут быть признаны подлинно моральными в том лишь случае, если они выдерживают проверку на общезначимость, на всеобщее, человеческое применение.

Специфика моральных норм раскрывается также через соотнесение их практической значимости и нравственной безусловности. Практическая значимость моральных норм состоит в том, что они выступают как метод и средство достижения общественного и личного блага. Но вместе с тем подлинные моральные нормы не являются средством достижения какого-то полезного результата, определенных целей. Напротив, именно цели и практические результаты, к которым стремится человек, должны быть соотнесены, согласованы с моральными нормами.

Моральные нормы складываются в моральном сознании в определенную систему взаимозависимости и соподчинения, образуя более высокий, общий строй нравственного сознания – моральный кодекс. Моральный кодекс – это совокупность моральных норм, объединенных по единому основанию.

Исторически формирование моральных кодексов представляет собой более высокую ступень в развитии морального сознания, связанную с развитием общественных отношений и мышления. Моральный кодекс знаменует формирование более обобщенного строя мышления. Отдельная норма еще может мыслиться ситуационно, спорадически всплывать в сознании человека, когда непосредственно возникают обстоятельства, требующие соответствующего действия или воздержания от действия. Мышление же в форме кодекса предполагает такой уровень развития сознания, которое способно представить всю совокупность норм в отвлечении от различных ситуаций как единые законы нравственной жизни. Кроме того, если всякая норма имеет в виду особенный тип действия, отличный от остальных, то в кодексе все нормы приводятся к единому ряду, представлены одинаково обязательными. На уровне кодекса возникает предельно обобщенная форма нравственного требования. «Все люди должны делать то, что должно, и воздерживаться от запретного». Такое предельное обобщенное выражение моральных требований не только позволяет мыслить в единстве до ого не связанные нормы, но, главное, наделяет субъекта действия гораздо большей свободой и поведении. В кодексе нередко заранее предполагается «выбор между добром и злом». Так в одном из первых библейских кодексов, во «Второзаконии», изложение заповедей завершается следующей сентенцией: «Вот сегодня я предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… - Избери жизнь». Или «так должен ты (поступать.., если хочешь делать доброе и справедливое)». Эта свобода имеет более конкретный смысл: индивид, выбирая между добром и злом, должен сам найти и приложить к создавшейся ситуации ту норму, которая здесь наиболее настоятельна, особенно если нормы в данной ситуации вступают в конфликт.

Более высоким по сравнению с моральным кодексом этическим образованием выступает нормативная этическая система. Системообразующим началом той или иной нормативной этической системы является моральный принцип. Моральные принципы содержательной и смысловой стороны несут в себе все характеристики моральных норм. Однако при всей смысловой и содержательной близости норм и принципов, они все же отличаются друг от друга, прежде всего, тем, что принципы – это более обобщенное выражение нравственного совершенствования, относящееся не к отдельным ситуациям и поступкам, а к самой направленности деятельности человека, его жизненной ориентации. Например, принципом гедонисткой этики является требование – «наслаждайся», эпикурейской – «проживи незаметно», христианской – «люби Бога и ближнего» и т.д.

Моральные принципы пронизывают и организуют моральное сознание, являясь его своеобразными «несущими конструкциями». Оно выражает выработанные моральным сознанием общества требования, касающиеся самой сущности и назначения человека, смысла его жизни, характера взаимоотношений с другими людьми. Давая человеку общую перспективу его деятельности и поведения, моральные принципы обычно служат основанием для более частных и детальных норм поведения. Так принцип «возлюби ближнего» задает такую нормативную систему, в рамках которой должно оказывать помощь ближним, не обманывать их и т. д. Принцип «будь честным и правдивым» задает нормативную систему, в которой действуют нормы «не лги», «не обманывай», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание» и др. Принцип гуманизма предполагает следование нормам уважения и любви к любому человеку, готовности прийти к нему на помощь, защитить его достоинство и права и др. Принцип коллективизма требует личности «равнения» на коллективные формы ценностной ориентации: развитие отношений человеческой солидарности, товарищества и взаимопомощи, взаимной честности и доверия между людьми. Принцип индивидуализма ориентирует на самостоятельность и осуществление собственной индивидуальной инициативы. Он предполагает личную сознательность, добровольность, личную ответственность и т. д.

Моральные нормы, моральные кодексы и моральные принципы носят обобщенный характер. Чтобы руководить поведение человека в повседневных ситуациях, они нуждаются в конкретизации. Эта конкретизация достигается в понятии морального качества. Древнегреческим эквивалентом понятия морального качества является термин «арете» - добродетель, т. е. способность к деланию добра. Моральные качества в античной этике мыслятся как психологические черты характера, проявляющиеся в устойчивых свойствах личного поведения и выявляющие ее способность жить по законам морали. Душевная щедрость, доброта, отзывчивость, мужество, великодушие, верность, самоотверженность, скромность и т. д. – все эти качества делают человека нравственной личностью, а душевная черствость, эгоизм, тщеславие, нечестность, мелочность и жадность, трусость разрушают общественные связи и поэтому осуждаются моралью.

Понятие морального качества (добродетели) органически соединяет в себе моменты долженствования и ценности. Это и достойная черта характера (добродетель и есть более конкретное выражение идеи добра) и то, каким человек должен быть.

Добродетель можно определить как понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности.

С введение в моральное сознание моральных качеств – добродетелей нормативное поведение может быть выражено в более конкретном виде. Например, «все люди должны быть честными»… «мужественными» и т. д. Таким образом, в понятии моральных качеств личности (добродетелей) конкретизируется ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном. Их содержание отражает требования морали к самому человеку как субъекту нравственных отношений.

В понятии моральные качества личности при всем богатстве выраженных в нем нравственных отношений остается нерешенной одна важная проблема: формирование представления о внутренней целостности нравственной личности, совокупность положительных свойств которой рисовала бы ее всестороннее совершенство.

В последующем развитии моральное сознание стремится сформулировать нравственный эталон на основе выделения самых ценных нравственных характеристик человека и соединения и соединения их в обобщенном идеальном образе нравственно совершенной личности. Постепенно в результате работы морального сознания скалывается понятие морального идеала личности как воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания.

Понятие нравственного идеала внутренне противоречиво. С одной стороны, нравственный идеал по своей природе – это не только нечто возвышенное, но и недосягаемое. Как только идеал приземляется , становится выполненным, он сразу же перестает играть свою функцию «маяка», ориентира жизненного пути, нравственного поведения, нравственного развития. Однако идеал не должен быть совершенно недосягаем. В этом случае он не в состоянии стимулировать активность индивида, ибо что бы он не предпринимал, ему в таком случае никогда не приблизиться к идеалу. Это учитывали те, кто работал над формированием идеалов – идеологи. Так в христианстве, Иисус Христос – воплощение нравственного совершенства для христиан – является не просто Богом, но богочеловеком. В нем соединена божественная, недоступная простому смертному, и человеческая природа. Христианские идеологи подчеркивают, что Иисус Христос родился в простой семье плотника, что он действенно помогал страждущим, обездоленным, осуждал злых и т. д.

Моральный идеал личности предстает в моральном сознании как критическое отрицание несовершенной действительности и ее духовное преодоление, выполняя тем самым оценочную и стимулирующую функцию, давая человеку перспективу и цель для развития и совершенствования. Моральный идеал играет также в моральном сознании важнейшую организующую роль. Он объединяет моральные нормы и придает им смысл, как и принципам и качествам личности на основе высокой цели, которой они должны служить. Одновременно он задает самый общий масштаб оценки моральных норм, принципов и моральных норм, принципов и моральных качеств личности.

Вопросы для повторения:

 

1. Что является содержанием профессиональной этики?

2. Что изучает профессиональная этика?

3. Что такое профессиональные моральные нормы?

4. Назовите основные виды профессиональной этики. Охарактеризуйте их.

5. В чем состоят особенности профессиональной этики юриста?

6. Какие нормы и принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, оказали влияние на развитие национального законодательства?

7. В чем состоит нравственное содержание Конституции РФ 1993 г.?

8. Как может быть обеспечена справедливость в уголовном судопроизводстве?

9. Какие конституционные принципы конкретизирует Уголовно-процессуальный кодекс РФ и в чем их нравственное значение?

10.Дайте понятие профессиональной этики юриста