Нравственно-правовая культура предполагает гарантированность неотчуждаемых прав человека.

Нравственно-правовая культура способна обеспечить подчинения государства обществу, политике, праву и нравственности. В условиях современной правоохранительной деятельности обозначилась тенденция взаимопроникновения, сближения нравственного и правового сознания. Этот процесс сближения может быть представлен как процесс формирования высокой гражданственности сотрудников правоохранительной деятельности, когда в развитии нравственно-правового сознания возникают новые качественные образования морально-правового характера: гражданственность, ответственность, справедливость, что проявляется в соответствующих им правилах поведения.

Принято выделять два уровня нравственно-правовой культуры: творческий и личностный.Это означает, что уровень культурности обусловлен не только познанием, но является результатом деятельности в целом. Она имеет определенные структурные составляющие: Знание и понимание принципов и норм, морали и права; уважение к праву и морали; убежденность в справедливости законов и норм; привычка соблюдать нравственно–правовой порядок.

В сфере правоохранительной деятельности уважение к праву и морали является одним из условий развития эффективных нравственно–правовых норм, исключающих волюнтаризм и беззаконие.

Закон, какую бы сферу жизни не затрагивал, не может быть плодом скоропалительных решений. Он должен выступать результатом глубокого изучения реальной жизни, нравственно–психологической ситуации, общественных процессов во всей их неоднозначности, а порой и противоречивости. Его всегда необходимо глубоко продумать, всесторонне обсудить, дать ему нравственную оценку.

Только тогда закон «сработает», когда в нем будет выражено уважение к праву и морали, уважение к человеку.

Уважение к праву и морали в процессе правоохранительной деятельности сотрудника проявляется:

- во всестороннем учете особенностей общественных отношений, для регулирования которых издаются нравственно-правовые нормы;

- в согласовании предлагаемых к изданию нравственно–правовых норм с экономическими, политическим, религиозными, эстетическими и другими возможностями обеспечения их реализации;

- в учете уровня развития нравственно–правового сознания современных людей.

Нравственно–правовая культура является естественным проявлением творческого начала личности в сфере морали и права. Она раскрывает возможности человека в этой области, его общественную значимость, совокупность способностей и функций индивида.

Высокая нравственно–правовая культура людей, стоящих на страже закона, обнаруживается в частности в том, что они безбоязненно вступают в борьбу ради торжества справедливости и правды, повинуются голосу совести и долга.

Моральная надежность означает согласованность целей и средств их осуществления, единство слова и дела, идеалов и представлений с реальной практикой поведения. Кроме того, это и безошибочность действий, и выносливости, и работоспособность человека.

Моральная надежность находится в сложной зависимости от многих факторов, включая профессиональную подготовку сотрудника и целый ряд его деловых качеств.

В связи с этим возникает потребность в критериях моральной надежности. Они необходимы при отборе людей для службы и при организации процесса учебы и воспитания сотрудников. Говоря о критериях моральной надежности, важно учитывать нормативную и оценочную стороны поведения сотрудников.

Нормативная сторона в профессиональной морали регулирует нравственные контакты между сотрудниками, с одной стороны, и гражданами, общественными организациями – с другой.

Оценочная сторона дает возможность каждому сотруднику оценивать свое поведение, поступки других сотрудников, а также граждан, с которыми он вступает в определенные правовые и нравственные отношения.

Моральный облик сотрудника – это совокупность устойчивых нравственных, психологических и служебно-боевых качеств, реализуемых в процессе профессиональной деятельности и в повседневных межличностных и общественных отношениях.

При рассмотрении морального облика сотрудника ОВД важно помнить, что не только класс, нация, но и каждая профессия имеет собственную мораль, которая находит свое выражение в профессиональной этике и служебном этикете.

Процесс формирования морального облика включает в себя несколько аспектов: усвоение человеком требований общечеловеческой морали, превращение норм и принципов права и нравственности в личные убеждения, выработка навыков соответствующего нравственно – правового поведения.

Исходя из общего понимания сущности нравственно–правового воспитания, можно вычленить его главные задачи:

- воспитания у сотрудников нравственной чистоты и таких качеств, как честность, принципиальность, ответственность за порученное дело;

- воспитание внутренней потребности и привычки во всем руководствоваться высокими нравственными идеалами и принципами, активно бороться за их претворения в жизни, а это предполагает стремление добиться того, чтобы каждый сотрудник эти принципы держал не «при себе», а в себе, в своем сердце и разуме;

- воспитание личного мужества, самообладания, умения поступиться личными интересами ради интересов коллектива и общества, государства в целом;

- воспитание глубокой нравственно–правовой культуры, стремление усвоить основное содержание норм права и морали;

- формирование нравственно–профессиональных качеств: чувства долга специалиста, осознания необходимости личного участия в формировании новых отношений, в воспитании человека демократического, и гражданского общества.