Предпосылки формирования научной антропологии, основные этапы ее развития.

Как научная дисц-на. Возникла в англоязычной среде. Основы современной культурной антр-и заложены в эп. Великих геогр. Открытий. Направление иссл-я культуры примитивных обществ и народов. К сер.19 в. больший интерес вызывают вопросы происхождения различных культур, языков, истории. Гегель: дикость, варварство и цивилизация – 3 стадии развития человечества. В 19 в. преобладали линейные представления об историческом процессе: все исторические группы проходят 3 стадии развития человечества от дикости к цивилизации европ-го типа.

К. 19 в. – полилинейное развитие культуры: Данилевский, Тойнби, Шпенглер. Культуры возникают в разное время, в разном месте и траектории их развития разные.

В н. 20 в. ситуация резко изменилась, линейный подход отвергнут в пользу более реалистического и релятивистского взгляда, который рассматривает каждую человеческую культуру как уникальный продукт взаимодействия физ. окружения, межкультурных контактов и др. факторов, след-но, новые воззрения на кул. Антроп-ю. Это было связано с появлением работ американской культурно-исторической школы. Основатель – Боас. Это изменило облик антропологии в целом. Эта школа заняла лидир. Позиции в кул. Антр-гии. Исследователи – Бенедикт, Сепир, Мид. Во Франции – М. Мосс – осн-ль института этнологии Парижского Ун-та, изучал человеческое общество как общие системы, саморегулирующиеся и адаптирующиеся к изменившимся условиям и сохраняющие при этом целостность. Социальная антропология появляется в период колонизаторства, возникает мысль изучения эмпирического материала. В 1906 году этот термин ввел Фрейзер.

В 20-30 гг. в США возникла А. психологическая, к-рая первоначально именовалась направлением “культура-и-личность”. Широкую известность она получила благодаря книгам М. Мчд, Бенедикт, И. Халлоуэла, Дж. Долларда, Дж. Уайтинга, И. Чайлда, Дж. Хонигмана, Э. Хьюза. Осн. предметом было исследование того, как индивид действует, познает и чувствует в условиях разл. культурного окружения.

После Второй мир. войны исследователи обращаются к методологии структурно-функционального анализа, что приводит к появлению А. социальной (Малиновский, Радклифф-Браун и др.) Одно из ведущих структуралистских направлений в А. — А. когнитивная (Гуденаф, Ф. Лаунсбери, X. Конхлин, С. Брунер и др.), к-рая занимается выявлением и сравнением “когнитивных категорий” в разных культурах. Это направление возникло в сер. 50-х гг. в США в рамках развития методов формального семантич. анализа. Окончательно оформилось в сер. 60-х гг. С 50-60-х гг. в среде амер. культурологов наметилось направление, получившее название неоэволюционизма (Л. Уайт,Дж. Стюард, Э.Р. Сервис, М. Салинс и др.).

В формировании культурной антропологии исследователи выделяют следующие стадии:

1. Этнографическая (1800-1850 гг.)

2. Эволюционистская (60-е гг. в.). Представители: Дж.Леббок, Э.Тайлор, А. Бастиан, А. Морган.

2. Культурно-историческая (сер. 90-х гг.  - сер. 20-х гг.  в.). Представители: Ф. Ратцель, А. Фробениус, Ф. Гребнер.

2. Структурно-функционалистическая (30-50-е гг.  в.). Представители: Ф. Боас, А. Радклифф-Браун.

2. Неоэволюционистская (60-70-е гг.  в.).

2. Постструктуралистская (с 80-х гг.  в.).

2. Постмодернистская (кон.  в. – нач.  в.)