Антропология в России в конце XIX- н. XX вв.

В России социальная антропология начала изучаться в русле этнографии, науки изучавшей происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, межэтнические отношения, социально-культурные изменения в жизни сообществ. Долгое время она развивалась как отрасль географического знания, а сейчас относится к группе исторических наук.

Важнейшей предпосылкой возникновения эволюционизма в России стали результаты географических экспедиций 15-19 вв. В числе первых ученых были Г. Новицкий, В.Н. Татищев, П.В. Ломоносов, Г.Ф. Миллер, С.П. Крашениншикова, К.М. Бэра, В.В. Радпова, Н.И. Надеждина, Д.Н. Анучина, Н.И. Миклухо-Маклая. особенность – изучение собственно русского народа в отечественной науке началось значительно позже, нежели других народов России, что диктовалось интересами управления окраинами империи.

Новый этап в развитии этнографии начался в 1840-х годах, на нее оказала влияние "школа заимствований", ориентированная на поиски истоков европейской культуры в древнеиндийском эпосе. Наибольшее влияние на дореволюционную этнографию оказал эволюционизм (последователи П.И. Кушнер, М.М. Ковалевский, Э.Ю. Петри, Д.А. Корпочевский, Н.Ф. Сумцов, И.Н. Смирнов, С.С. Шашков, П.Я. Штейнберг).

В 30-е годы развитие науки было связано с именами В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.П. Толстого, Б.А. Куфтина, С.И. Руденко, Ю.В. Бромлея, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева, Ю.П. Аверкиевой, М.О. Косвена, В.И. Козлова – изучение первобытного общества, исследования этногенеза народов мира, религии, семейно-брачных отношений.

С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров, М.Г. Левин разрабатывали теорию хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей. Ю.В. Бромлей – теорию этносоциальных общностей.

С 60-х годов 20 в. началась интенсивная работа по изучению англо-американской социальной и культурной антропологии, французской структурной антропологии, а также истории этнологии Германии (С.А. Токарев, Ю.П. Аверкиева).

Начиная с 70-х годов большое распространение получило изучение теоретических проблем этноса, этнических и национальных процессов. Развернулись дискуссии о природе этноса и его генезиса: социально-деятельностной (Ю.В. Бромлей), биологической (Л.Н. Гумилев), социально-информационной (Н.Н. Чебоксаров, С.А. Арутюнов), экордаптивной (В.П. Алексеев). Активизировались стыковые направления исследований: этносоциология, этнопсихология, этнодемография. Был поставлен вопрос о прикладных задачах науки в России, возможностях ее использования при решении актуальных экономических, социальных и политических проблем.

Современное состояние социальной антропологии в России характерно прежде всего особенным вниманием к теоретическому обобщению идей и эмпирического материала, накопленного отечественной и мировой этнологией, развитием исследований прежде всего в зонах "стыка" со смежными науками, что характерно для всех отраслей социального и гуманитарного знания на исходе 20 в.

 

15. Общая характеристика этнокультурной концепции Гумилёва

Русский историк, философ, автор оригинальной концепции исторического процесса. За глубокую научную разработку теории этногенеза и огромный вклад в историческую науку России. Награждение 1993 (посмертно).

Своеобразие концепции ученого определяется, прежде всего, ее исходными установками:

1) преодолеть понимание исторического как "надприродного" посредством рассмотрения истории в контексте географических процессов; сфера историко-географических закономерностей связывается Гумилевым с феноменом этноса;

2) подчеркнуть принципиальную "мозаичность" человечества, лишающую оснований европоцентристское разделение народов на исторические и неисторические, передовые и отсталые; исторические свершения связываются Гумилевым не с прогрессом единой человеческой цивилизации, а с активностью дискретных образований – этносов;

3) акцентируя неоднородность исторического времени, сосредоточить внимание на экстраординарных всплесках человеческой активности, имеющих огромные исторические последствия (например, завоевания Александра Македонского или Наполеона), но загадочных по своим источникам и до сих пор не нашедших вразумительного объяснения;

4) свести различие между гуманитарным и естественнонаучным знанием к различию в степени достоверности, ориентироваться на исследовательские стандарты и понятийный аппарат естественных наук; этнос трактуется Гумилевым как природное (хотя и не биологическое) явление.

. Этнология, разработанная Гумилевым, подчеркнуто и последовательно еретична – им отвергаются все выделяемые традиционной наукой признаки этноса: язык, особенности культуры, этноним, самосознание, единство происхождения. Единственным реальным этнодифференцирующим признаком ученый считает этнический стереотип поведения, за которым стоит гипотетическое "этническое поле". Этнос трактуется Гумилевым как энергетический феномен, связанный с биохимической энергией живого вещества, открытой Вернадским.

Способность этноса к совершению работы (в физическом смысле – походам, строительству, преобразованию ландшафта и т.п.) прямо пропорциональна уровню "пассионарного" напряжения. "Пассионарность" определяется Гумилевым как способность и стремление к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Проявления пассионарности легко отличить от обыденных поступков, продиктованных инстинктом самосохранения, – они стихийны и могут быть саморазрушительными. Индивиды-пассионарии (в просторечии "великие люди") посредством пассионарной индукции "заражают" своих соплеменников, обеспечивая высокий уровень пассионарного напряжения этноса в целом.

Универсальная схема этногенеза включает в себя пассионарный толчок, рождающий новую этническую систему, и инерционное движение растраты полученного энергетического импульса – к состоянию гомеостаза (равновесия с окружающей средой). Анализ географии процессов этногенеза (зоны этногенеза представляют собой сплошные полосы на земной поверхности, ограниченные кривизной земного шара) приводит Гумилева к гипотезе о внепланетном происхождении пассионарных толчков. В этнологии Гумилева различаются этногенез и этническая история. Этногенез обусловлен внеземным пассионарным импульсом, рождающим в определенном регионе суперэтнос (комплекс родственных этносов, аналог "локальных цивилизаций" Тойнби). Этническая история – история отдельного этноса, обусловленная не только ритмом этногенеза, но и особенностями ландшафта, культурными традициями, контактами с соседями и т.п. Именно эти особенности обусловливают внутреннее своеобразие суперэтносов.

Этнология Гумилева, представляющая собой необычное сочетание богатейшей фактологии, сверхсмелых гипотез и визионерской убежденности, значительна, прежде всего, как радикальная постановка проблемы выработки нового понимания истории, вписывающего ее в контекст глобальных природных процессов.