Научные теории антропогенеза.

 

Первым включил человека в систему животного царства Карл Линней. Объединил чел.с обезьяной; выделил отряд приматы(от лат.примус-первый)-отряд высших млекопит.полуобезьяны, обезьяны и человек. Это был первый революционный шаг. Английский зоолог Т.Гексли и швейцарский анатом К.Фогт проводили исследования по систематике и указали человеческое родство чел.с обезьянами.(1пол.19в.).

Ч.Дарвин(1871г.) «Происхождение чел. и половой отбор». Он видел ближайших родственников в обезьянах, но не один из них (ныне существующих обезьян) не м.б. предковой формой человека. Дарвин оказался прав. Наряду с семейством антропоморфных отрядов приматов выд-ся отряд гоминиды- (насемейство человечьих). Оно объединяет совр.чел. и их ближайших предков. Для этого семейства хар-но: большой мозг, выпрямленное положения тела, походка на 2х конечностях(двуногая локомоция), подвижная кисть руки. Состав семейства трактовался по-разному.

Кроме этих теорий сложилаь еще одна- трудовая теория (Ф.Энгельс) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876г.). Суть в том, что –«труд создал человека». Именно трудовая деятельность (пища, защита от врагов,потребность адаптации к климатич.условиям) и явилась созданием человеческого общества. Человек выживал коллективно – совместная деятельность. Современные данные говорят о том, что к тому времени когда человек приступил к целеполагающей деятельности он уже владел речью и был sapiens.

1. «Трудовая» Наиболее авторитетно изложена Ф.Энгельсом в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Для уровня развития науки середины 19-го века весьма и весьма остроумная и доходчивая теория. Сразу после появления теории эволюции биологических видов Дарвина можно было поверить, что и труд мог появиться в стае обезьян вследствие группового естественного отбора.

Так что между эволюцией биологических видов и социальной эволюцией человеческой культуры выявилась огромная причинно-следственная «дыра», так и не закрытая наукой.

Никто так инее смог объяснить, почему вдруг обезьяна начала трудиться – не пользоваться отдельными природными орудиями, а систематически изготовлять инструменты и постоянно пользоваться ими.

2. «Сексуальная» Главными конкурентами марксистов всегда были фрейдисты. Поэтому попытка номер два научно объяснить причины и следствия антропогенеза была предпринята лично З.Фрейдом в работе «Тотем и Табу ». Эта попытка была «чуть теплее», поскольку выводила первопричину социального разрыва биологического кольца инстинктов из биологических же причин. Якобы чрезмерная напряженность полового инстинкта из-за запрета, поддерживающего вожаком стаи, должна была привести к убийству праотца. И из этого нарушения порядка родились все культурны табу и прочие стереотипы.

А если запрет имел какой-то иной обязательный для всех механизм ограничения инстинктов, поддерживаемый все стаей, то это уже культурное табу, которое тоже надо как-то объяснить.

3. «Водная»

Поэтому следующая в достаточной степени оригинальная теория антропогенеза, объясняющая очень многие детали, хотя и не претендующая на большее – была выдвинута американским зоологом Д.Моррисом,

Основная и хорошо обоснованная мысль – биологический предок человека для формирования очень многих признаков, таких как отсутствие шерсти, приспособленная к постоянному прямохождению мускулатура, жировая прослойка и многие другие – должен был пройти водную стадию развития. То есть сопротивление водной среды во всех других случаях биологической дивергенции и конвергенции видов (тюлени, дельфины) давало похожие результаты. Однако, и в этом случае недостаток теории состоит в отсутствии объяснения причин, по которым прачеловек, оставаясь не морским, а прибрежным видом, вдруг занялся «водным спортом», постоянными тренировками.