Формы и основания обмена в архаичных об-ах. Дарение, потолач, рыночный обмен. (1)

 

Реконструкция соц-ных отношений представляет наибольшую сложность. Сколько-нибудь уверенно судить об общественных отношениях можно только по данным этнографии. Никакие остатки материальной К-ры даже косвенно не могут объяснить, как развивались отношения внутри коллектива. Причём в разных обществах картина не одинаковая. В чём соглашаются все учёные, что производственные отношения в раннепервобытной общине хар-ся как коллективистические.

Коллективная собственность распространялась на все, чем владела община: земля, угодья, промысловая территория, орудия труда. Такой порядок сохранился у аборигенов Австралии. А вот у некоторых общин в Восточной Африке, у эскимосов вообще отсутствовало такое понятие как собственность. Однако появились зачатки частной собственности, касавшейся некоторых орудий труда, предметов быта, утвари, одежды. Судя, по этнографическим данным эти предметы чаще хар-ся как предметы личной собственности, это ещё и подтверждается погребальным обрядом, то что принадлежало человеку хранилось вместе с ним; реже наследовались его родственниками.

Засвидетельствована и другая практика у аборигенов Автсралии, бушменов, у которых были обычаи брать без спроса принадлежавшие членам этой же группы предметы, или обычаи обязывающие делиться с другими членами общины орудиями труда и предметами быта.

На стадии раннепервобытной общины коллектив начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но и избыточный продукт. В этих случаях наряду с равнообеспечивающим распределением возникало также и трудовое распределение, т. е. получение продукта в соответствии с затраченным трудом, поощрение более успешных. Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен. Обмен мог быть за вещь или за опр-ную услугу.

Обмен возник в межобщинной форме, при которой различные коллективы снабжали друг друга специфическими богатствами их природной среды, например, ценными сортами камня и дерева, раковинами и охрой, янтарем и т. п. То, что обмен сущ-л ещё с позднего палеолита подтверждают археологические раскопки, когда обнаруживают кавказские природные камни в Сибири и т.д. С мезолита возникает обмен изделиями, предметами – это тоже подтверждают археологические находки.

Обменных эквивалентов пока не сложилось, в основном осуществлялся обмен дарами – дарообмен. Общины обменивались сырьём, продуктами труда. Это приводило к расширению и упрочению соц-х связей, складыванию соц-х отношений. Постепенно такие обмены закрепляются традицией, обрастают и оформляются каким-то ритуалом, в опр-х условиях, в опр-ное время, с опр-м смыслом, сопровождаются празднеством, пирами (например, кула). Это самое начало зарождения соц=х отношений, а операции, сопровождающие обмен, начинают выполнять роль соц-х институтов. Это самое начало институализации общества.

Марсель Мосс (1872-1950) «Очерк о даре».Мосс исследовал жизнь аборигенов Океании, Австралии, северной Америки, а также некоторые древние религиозно-правовые системы и на огромном историко-культурном материале показывает значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений и рынка в собств. смысле.

Обмен мог быть активным и пассивным. Если дар не забрали значит что-то не так.

Дары - система взаимных «тотальных, совокупных поставок», непрерывно циркулирующих от клана к клану, от фратрии к фратрии, от племени к племени. Они выходят за рамки эк. отношений и охватывают все сферы общества; они универсальны, как универсален сам обмен в отношениях между людьми: «Пища, женщины, дети, имущество, земля, труд, помощь, жреческие услуги, ранги – всё является предметом передачи и возмещения!

Делать подарки, принимать подарки, возмещать/ делать ответные дары – это в равной степени важные обязанности, которые должны неукоснительно выполняться. Уклонение от одной из этих обязанностей влечёт за собой серьёзные последствия для субъектов обмена, вплоть до объявления войны.

Объём и торжественность дарения - основная форма соперничества между вождями, родами, кланами. Величие вождя, степень его власти над другими определяется количеством сделанных им подарков.

Потлач – обычай, широко распространённый среди индейцев тихоокеанского побережья Сев. Америки; расточительство, доходившая до истребления имуществ с целью затмить вождя-соперника вместе с его близкими; «тотальные поставки агонистического типа». Отдавая или уничтожая свои богатства, реально обменивали их на более высокий престиж. Потлач является одновременно религиозным, мифологическим, экономическим, эстетическим феноменом. 2 существенных эл-та потлача: 1) честь, престиж, манна, которую несет с собой богатство; 2) безусловная обязанность возмещать дары под угрозой потерять ману – власть, талисман и источник богатства, воплощённый в самой власти.

Полученная вещь не инертна. Всякая личная собственность обладает хау – духом вещей. Вещь является частью того, кто дарит, отсюда следует, что основанием циркуляции даров в арх. обществах по Моссу является магическая сила, содержащаяся в объекте. Даваемая вещь, будучи одушевлённой, часто индивидуализированной, стремиться к возвращению или же к созданию для клана и местности, откуда она вышла, некоего эквивалента самой себя.