Возникновение и основные этапы перехода к производящему хозяйству.

На пути складывания земледелия как системы человек прошёл сначала этапы доминистикации (одомашнивание животных и растений) и культивации (создание лучших условий для произрастания растений).

На самом раннем этапе люди занимались не земледелием и скотоводством, а доминистикацией и культивацией. Сначала выращивали дикие растения, просто создавая для них лучшие условия – не меняли морфологии растения, окучивали, прореживали, ставили навес/ затеняли, поливали и только – т.е. «выделили их» из других сородичей в лесу.

Наблюдения у человека накапливаются множество и постепенно в процессе ухода за растениями. Начинают подмечать, что на выжженной земле лучше растут растения, на месте, где сгорела солома на следующий год хорошо растут шампиньоны. Также подметили, что растительность хорошо растёт на илистой плодородной почве после разлива реки. Человек ничего особенного не изобрёл, а только исп-ет знания от наблюдения, это ещё не система земледелия.

Для того, чтобы обозначить то влияние, к-ое оказывает человек на природу и те изменения, к-ые происходят с природой под влиянием человеческой деят-ти был введён специальный термин – синантропизация. Скорее всего синантропизация возникла достаточно рано, могло свидетельствовать о специфическом отношении человека и природы до возникновения скотоводства и земледелия.

3 этапа перехода к производящему хоз-ву: а) вызревание предпосылок для перехода к производящему хоз-ву у охотников, рыболовов и собирателей. Один из самых распространенных методов хоз-ния на первом этапе били поджоги растительности, они производились по самым разным причинам, но в итоге вели к обновлению растительного покрова и как следствие к росту плодности травоядных животных. Пожёги могли вызывать спонтанные мутации, появлялись новые кач-ва у растений и животных, т.е. появ-сь растения с видоизменённой наследственностью. Это рез-т синантропизации, т.е. воздействия человека.

Путь «переноса» растений с одной территории на другую: обмен ритуальными украшениями, сделанными из плодов, ягод, которые попадали в новые условия и там появлялись новые растения; или обычай брать с собой на новое место жительства землю, частичку из старого, а с землёй переносятся семена, споры растений и т.д. б) возникновение земледелия и скотоводства в кач-ве одного из укладов в рамках присваивающего хоз-ва.

Собирательство, охота, рыболовство продолжают сохранять основную роль в получении продукта. Земледелие и скотоводство – только как добавка, проявляются как способ хоз-ния, как способ действия, как один из укладов в рамках присваивающего хоз-ва.

Ещё одним моментом критики понятия неолитическая рев-ция – послужил тот факт, что человек, переходя на новый вид питания не сразу привыкает к нему и полностью одобряет, нужно время для адаптации и привыкания. в) складывание окончательно земледельно-скотоводческого образа жизни. Завершение процесса становления производящего хоз-ва. Этот этап тоже был длительным. О складывании земледелия в обществах можно судить тогда, когда в хоз-ве уже не м/б поворота к предыдущему этапу. (На втором этапе «б» многие племена возвращались к п/б собирательству и охоте). Сложность перехода к производящему хоз-ву заключалась в перестройке прежнего жизненного уклада. С переходом к новой технологии начались и изменения в обществе. Половое разделение труда стало более четким – кругозор женщины стал резко ограничиваться областью домашнего хоз-ва. Предпосылки перехода к земледелию начали создаваться, когда на земельных участках начали оставлять группы из общины для обработки земли и ухода за ней, а основная часть общины уходила на пастбища.

Переход к производящему хоз-ву складывался неравномерно в регионах. Вавилов высказал мысль о первичных и вторичных центрах – очагах происхождения земледелия. Под первичным очагом Вавилов понимал район формирования комплекса разнообразных растений. Если этот район лежал в пределах доместикации, он считался первичным, а если был удален от него – то вторичным

  1. Характеристика производящего хозяйства. Первичные и вторичные очаги возникновения земледелия.

Переход к ПРО связан с дальнейшим развитием производственных и соц-х отношений, с переходом к производящему хоз-ву.

Человек освоил множество новых приемов действия, почувствовал себя в ситуации обмена, осознал выгоду от всего этого, + накапливался опыт наблюдения за окружающим миром. Это привело к складыванию целого комплекса предпосылок, которые привели в итоге в рез-те длительного сложного процесса, прошедшего в своём развитиии неск-ко этапов, к процессу становления производящего хоз-ва, в отличии от присваивающего (тип хозяйства, когда человек присваивает при помощи созданных им орудий труда пищу, которую он находит в готовом виде в природе; характерен для п/б общества РРО).

Производящее хозяйство -тип хозяйства, при котором люди научились сами производить пищу и прочие необходимые для жизни предметы обихода; хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Переход к производящему хозяйству позволял прокормить большее количество людей в племени и создавал условия для дальнейшего развития человеческого общества.

Переход к производящему хоз-ву складывался неравномерно в регионах. Вавилов Николай Иванович первый научно поставил вопрос о первичных и вторичных очагах возникновения земледелия – русский учёный, основоположник теории о революции и основах селекции, он же автор теории о «Центрах происхождения культурных растений».

Скорее всего, земледелие как система сложилось первоначально в нек-х центрах, в очагах, а потом комплексы знаний, приёмов заимствовались и распространялись на другие территории, применялись к другим условиям. Не везде повсеместно, одновременно и с равномерной интенсивностью складывалось производящее хоз-во. В основном Вавилов делал свои выводы на данных биогеографии. После достижения археологических находок и экспедиций, эти данные соединились и предоставили объективное знание. Вавилов доказал, что сначала возникли очаги земледелия, потом скотоводства, какие сложились раньше, какие были ближайшие и отдалённые с/к последствия перехода к производящему хоз-ву – эти вопросы получили полное освещение у Вавилова.

На пути складывания земледелия как системы человек прошёл сначала этапы доминистикации (одомашнивание животных и растений) и культивации (создание лучших условий для произрастания растений).

На самом раннем этапе люди занимались не земледелием и скотоводством, а доминистикацией и культивацией. Сначала выращивали дикие растения, просто создавая для них лучшие условия – не меняли морфологии растения, окучивали, прореживали, ставили навес/ затеняли, поливали и только – т.е. «выделили их» из других сородичей в лесу.

Только после серии доминистикационных мероприятий можно вырастить новое растение, морфологически отличное от его исходной формы. Когда морфологические изменения происходят в размерах популяции, тогда учёные говорят о появлении нового сорта растения. А когда это переходит на промышленные размеры, то уже говорят о системе земледелия.

Для того, чтобы обозначить то влияние, к-ое оказывает человек на природу и те изменения, к-ые происходят с природой под влиянием человеческой деят-ти был введён специальный термин – синантропизация. Скорее всего синантропизация возникла достаточно рано, могло свидетельствовать о специфическом отношении человека и природы до возникновения скотоводства и земледелия.

С развитием производящего хозяйства начинают появляться излишки продуктов Þ наступает стадия позднепервобытной общины (ППО). На этой стадии требовалась тесная кооперация общинников, поскольку все операции в хоз-ве были непосильны отдельным индивидам. Экономическую основу общества составляла коллективная, родовая собственность на землю. Вся земля, пастбища, рыболовецкие, охотничьи и собирательские угодья либо прямо принадлежали роду, либо рассматривались кА принадлежащие племени, фратрии (группе нескольких родов одного племени).

Стадия ППО – начало соц.неравенства, но пока еще это коллективный тип родовой общины. Единственной ценностью был общинный труд. Существовали уравнительные отношения распределения. Отношения характеризовались как коллективистские.

Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н.э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей. Джейтунская археологическая культура в Средней Азии и Буго-Днестровская на Украине представляют ранние земледельческие культуры в V-IV тыс. до н.э.

 

  1. Возникновение института брака. Экзогамия. Брачные правила.

С возникновением родовой организации появ-ся и инструменты, регулирующие отношения между полома. Первый такой институт, регулирующий отношения м/у поламиБРАК. Отношения м/у родственниками регулирует институт семьи. Первым возник институт брака, а потом институт семьи. Брак м/б без семьи. Брак первоначален и регулиркет и регламентирует отношения м/у супругами/ полами. Институт брака в истории – это своеобразный показатель развития общества, он сделал общество жизнеспособным и устойчивым. Это первый инструмент регуляции. Обеспечивает сохранение и воспроизводство общества.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Групповой брак – брачный союз неск-х мужчин и женщин.

Моногамия - брак с не более, чем один легальный брачный партнёр одновременно, один мужчина и одна женщина.

Полигиния – многожёнство - когда мужчине позволительно иметь несколько жён, каждая из которых имеет детей и собственное жилое пространство в пределах общего двора (домохозяйства), который разделяется с другими жёнами.

Сорорат – брак с двумя или более сёстрами одновременно; или с сёстрами умершей жены.

Левират - сожительство с женой старшего или младшего брата или с его вдовой.

Полиандрия – многомужество - когда женщина может жить со своими мужьями в одном доме.

Все попытки систематизации имели под собой реальную историческую основу.

Скорее всего по началу существовал промискуитет (от лат. promiscuus — смешанный, общий; — беспорядочные, ничем не ограниченные половые связи со многими партнёрами), позднее, возможно было замечено, что потомство от таких браков было не жизнеспособно → начало регулирования отношений. Удобнее было регулировать родство ч/з принадлежность к роду, первоначально материнскому.

Внутри одного материнского рода отношения были запрещены. М/ у родами м/б осущ-ть браки. Это самая простая форма дуальной организации. Матриархат – это значило, что счёт родства шёл по женской линии и только. Женщина не была «главенствующей» в роде.

Эндогамия – предполагает выбор брачного партнёра из той группы, к к-рой относится сам вступающий в брак, т.е. брак внутри одного рода. → Связь с возникновением частной собственности, патриархальной организации.

Экзогамия – предполагает выбор брачного партнёра в чужой группе, т.е. заключение брака вне одного рода.

Брачный союз внутри рода был возможен только с представителями «брачного класса» - готовые по возрасту люди, для вступления в брак, прошедшие обряд инициации. Представители одного класса также продолжают принадлежать одному роду. Они нигде не создают отдельный дом – дети, рождённые в браке остаются в роде женщины. Ребёнка воспитывают члены рода, в первую очередь дядя – брат жены.

Реконструкция дуальной организации стала возможна на основе этнографических наблюдений. Большинство учёных – для поряд-в, хар-х в обществе, характерна классификационная система родства. По этой системе родства одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и женщины определённых возрастных и брачных классов этой категории. Один брачный класс – все матери и жёны, другой брачный класс – все отцы и мужья.

Для классовых обществ хар-на описательная система родства, в кот-й имеются термины для всех членов общества (мама, папа, брат, сестра, дядя и т.д.).

ПРАВИЛА, регулирующие отношения в браке.

Первое правило – это экзогамия (заключение брака вне одного рода). По мере усложнения организации - дуально-фратриальная (неск-ко родов) форма брачных отношений.

Обязательно вводится двусторонний перекрёстно-двоюродный (кросскузенный) брак – женились на двоюродных братьях и сёстрах.

В нек-х обществах сущ-ли особые мех-мы для предотвращения половых и брачных связей людей, не принадлежавших к кругу потенциальных мужей и жён. Важнейшим из них был обычай «избегания» - не разговаривать, не принимать вместе пищу, не находиться в одном помещении. Избегание качалось как родственников, так и своиств-в(?).

Сама парность брака была относительна.

Практиковалась полигения - многожёнство в виде сорората – брак с двумя или более сёстрами одновременно; или с сёстрами умершей жены. Или в форме левирата - сожительство с женой старшего или младшего брата или с его вдовой. Также сущ-ла и полиандрия – многомужество.

В некоторых обществах допускались и даже поощрялись добрачные и внебрачные половые связи, несущие ритуальный (например, искупительный гетеризм) и бытовой хар-р (гостеприимный гетеризм).

Основанная на таком браке семья была не лишена общности интересов. Например, аборигены Австралии вместе распоряжались продуктами собирательства своих жён, могло даже сущ-ть общее имущество, некоторые общие функции семья выполняла по социализации детей (в примитивном смысле). Хотя уже наблюдаются тенденции к кооперированию со своими брачными партнёрами, однако большей прочностью отличаются родовые отношения.

На стадии РРО члены группы прежде всего оставались членами рода, а не членами семьи. Интересы рода превыше всех остальных!

 

 

  1. Понятие и типы семьи. Основные формы брачных отношений.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Групповой брак – брачный союз неск-х мужчин и женщин.

Моногамия - брак с не более, чем один легальный брачный партнёр одновременно, один мужчина и одна женщина.

Полигиния – многожёнство - когда мужчине позволительно иметь несколько жён, каждая из которых имеет детей и собственное жилое пространство в пределах общего двора (домохозяйства), который разделяется с другими жёнами.

Сорорат – брак с двумя или более сёстрами одновременно; или с сёстрами умершей жены.

Левират - сожительство с женой старшего или младшего брата или с его вдовой.

Полиандрия – многомужество - когда женщина может жить со своими мужьями в одном доме.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Нуклеарная (или элементарная) семья - состоит из семейной пары и их детей (кровных или приёмных).

Расширенная семья - несколько нуклеарных семей живут совместно под одной крышей. Этот тип семьи состоит из родственно связанных индивидуумов, представляющих три и более поколений.

Однородительская семья состоит из индивида, который живёт без супруга(и) со своими детьми.

Начало рассмотрения этих вопросов положил Морган в своей работе «Древнее общество», где выделил 5 форм семьи:

кровнородственная семья – норм, регулирующих отношения в коллективе не сущ-ло - браки внутри рода между братьями и сестрами – малайская система родства;

пуналуальная семья - групповой брак между мужчинами и женщинами разных родов, архаический род, материнский род – например, гавайская знать – брак неск-х братьев с неск-ми жёнами – не родственницами, находились в отношении с ними, но инцеста не было, т.к. женщины не родственницы. Такая форма давала знати большую социальную опору. Морган принимает данную функцию как универсальную → критика учёных, т.к. такая система была не у всех общин.

синдиасмическая семья (парная) базируется на браке отдельных пар, но без индивидуального сожительства. Продолжительность союза зависила от доброй воли сторон;

• патриархальная семья - брак одного мужчины с несколькими женщинами. Ярко выражена власть мужа, господство старших в семье;

моногамная семья - брак отдельной пары раз и на всю жизнь – в основе прочное единениесупругов, с исключительным сожительством, с более явным экономическим превосходством мужа.

 

У Ф.Энгельса эта схема была доработана, кровнородственная и пуналуальная формы не имели универсального хар-ра.

Энгельс 1884 г. в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" делит историю общества на:

• дикость - групповой брак;

• варварство - парный брак;

• цивилизацию - моногамный брак.

 

Все попытки систематизации имели под собой реальную историческую основу.

Скорее всего по началу существовал промискуитет (от лат. promiscuus — смешанный, общий; — беспорядочные, ничем не ограниченные половые связи со многими партнёрами), позднее, возможно было замечено, что потомство от таких браков было не жизнеспособно → начало регулирования отношений. Удобнее было регулировать родство ч/з принадлежность к роду, первоначально материнскому.

Внутри одного материнского рода отношения были запрещены. М/ у родами м/б осущ-ть браки. Это самая простая форма дуальной организации. Матриархат – это значило, что счёт родства шёл по женской линии и только. Женщина не была «главенствующей» в роде.

Эндогамия – предполагает выбор брачного партнёра из той группы, к к-рой относится сам вступающий в брак, т.е. брак внутри одного рода. → Связь с возникновением частной собственности, патриархальной организации.

Экзогамия – предполагает выбор брачного партнёра в чужой группе, т.е. заключение брака вне одного рода.

Брачный союз внутри рода был возможен только с представителями «брачного класса» - готовые по возрасту люди, для вступления в брак, прошедшие обряд инициации. Представители одного класса также продолжают принадлежать одному роду. Они нигде не создают отдельный дом – дети, рождённые в браке остаются в роде женщины. Ребёнка воспитывают члены рода, в первую очередь дядя – брат жены.

На стадии ППО продолжал господствовать парный брак, который, как и раньше, мог быть легко расторжим по желанию одного из партнеров. Практиковались групповые отношения.

Где раньше сложилось земледелие практиковалась полигиния, в частности сороратная.А у племён высших охотников и рыболовов большее распространение имела полиандрия (многомужество).

Локализация брачного поселения могла быть и матрилокальной (чаще), и патрилокальной. Супруги сами выбирали, в группе мужа или жены основать поселение, исхдили из целесообразности.

Авункулокальность– поселение с дядей по материнской линии (не с отцом, а с братом матери или в его группе).

Постепенно более редкими становятся разводы.

Авункулат – совокупность порядков, предполагавших особую связь человека с его дядей по матери.

Дядя не только материально помогал, но и защищал ребёнка, устраивал его судьбу и т.д.

В обществах с ранним производящим хоз-вом общинно-родовая организация не претерпела принципиальных изменений, но заметно усложнилась. Это относится как к структуре общины, так и к хар-ру родовых связей.Брачная сеть расширилась. Многородовые общины состояли из нескольких групп сородичей. Образовывались субобщины внутри общины. Возникают институты внутриобщинной организации: совместные пиршества, общие культы, культовые мужские дома, мужские дома для общинных собраний.