Родство и системы родства.

Начиная со II половины ХIX века, теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов: Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пле, Б. Малиновского, П. Сорокина.
По мнению Моргана "идея семьи" эволюционировала, проходила ряд последовательных стадий, причем монополия была последней формой в этом ряду. Ей предшествовали более древние формы периода дикости и раннего периода варварства. Он различал пять последовательных форм семьи, каждой из которых соответствовал свой порядок брака:

кровнородственная семья - браки внутри рода между братьями и сестрами;

пуналуальная семья - групповой брак между мужчинами и женщинами разных родов, архаический род, материнский род;

синдиасмическая семья (парная) базируется на браке отдельных пар, но без индивидуального сожительства. Продолжительность союза зависила от доброй воли сторон;

• патриархальная семья - брак одного мужчины с несколькими женщинами. Принадлежала к позднему периоду варварства, сохранилась и при цивилизации отцовская власть, господство старших в семье;

• моногамная семья - брак отдельной пары раз и на всю жизнь.

На протяжении трех тысячелетий обнаруживает постепенное ее усовершенствование. Ф.Энгельс 1884 г. в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» делит историю общества на:

• дикость - групповой брак;

• варварство - парный брак;

• цивилизацию - моногамный брак.

Растет роль мужчины в обществе (достоверность отцовства, роль в производстве). Муж становится собственником скота, рабов, всего богатства. Дети начинают наследовать отцу. Потомство членов рода мужчин остается внутри него. Это еще историческая эпоха, но шаг к цивилизации.

Энгельс писал, что пожизненное единобрачие - несомненный факт исторического развития и прогресса. Рядом с пожизненными единобрачием и проституцией неустранимым общественным явлением стал адюльтер, запрещенный, строго наказуемый, однако неискоренимый.
Бронислав Малиновский (1884 - 1942 г.г.). Отрицал существование на заре человечества промискуитета и любых форм группового брака; отстаивал патриархальную семью как колыбель культуры, базовую единицу простого общества. Считал, что для семьи функция сохранения и преемственности традиций столь же важна, как и продолжение рода. Критиковал "фантастические теории Моргана".

П.А.Сорокин изучает не только эволюцию семьи, но и ее статистику, функции, типологию, внешние и внутренние связи. Наиболее детально он рассматривает проблемы семьи в работе "Кризис современной семьи". Выход из кризиса семьи он видит в возвращении к ее традиционным формам, но на другом витке истории. Средством выхода должна быть "моральная реконструкция" человечества, как будто бы наполняющая старые формы относительно новым содержанием - умеренный консерватизм. "Семья - это малая церковь".

В обществах с ранним производящим хоз-вом общинно-родовая организация не претерпела принципиальных изменений, но заметно усложнилась. Это относится как к структуре общины, так и к хар-ру родовых связей.Брачная сеть расширилась. Многородовые общины состояли из нескольких групп сородичей. Образовывались субобщины внутри общины.

С ростом народонаселение продолжалось почкование родовой орг-ции. Роды внутри разделились на внутриродовые группы, а те, в свою очередь, на еще меньшие группы. Это и есть субобщины. Это сегментарная организация – дробная разветвленная структура родов и внутриродовых групп:

 

Линидж - группы, формирующиеся по одной линии происхождения; члены линиджа включают всех потомков от одного общего предка и они обладают определёнными правами и обязанностями по сравнению с не-членами; минимальный линидж состоит из трёх поколений; здесь акцент на отношениях родства (в отличии от клана, где акцент на отношения свойства, осознание других общих интересов: стабилизация общества, помощь, безопасность, возможность сохранения соц-х связей); в линидже важно в первую очередь – кровное родство).

Системы родства и свойства исследовались Малиновским, Радклифф-Брауном (Структура и Функция в примитивном обществе):

Система родства – система родственных и брачных отношений или отношений родства и свойства.

Элементарная семья – структурная ячейка общества, состоящая из мужа, жены и детей, приобретенных путем рождения или адопции. Следствиями существования элементарной семьи являются 3 особых вида соц.отношений:

3. отношения между родителем и ребенком;

4. отношения между детьми одних и тех же родителей, т.е. между сиббингами;

5. отношения между мужем и женой как родителями одного и того же ребенка (одних и тех же детей).

Одновременно можно быть членом двух элементарных семей – той, где ты родился, и той, которую сам завел. Это взаимопереплетение элементарных семей создает сеть отношений, которые Радклифф-Браун называет генеалогическими отношениями.

Это отношения первого порядка. Отношения второго порядка – это связь двух элементарных семей через одного общего родственника. В каждом конкретном обществе эти отношения осознаются как социально важные. Такие осознаваемые в данном обществе, как социально важные и функционально нагруженные отношения, Радклифф-Браун и называет отношениями родства и свойства.