Магия и ритуал. Их роль в жизни арх. Человека.

Магия и ритуал.

Магия и ритуал. 1) Закон подобия – можно производить действия путем подражания 2) закон соприкосновения и заражения. Контатозная – вещи, кот.соприкоснулись однажды; начинают взаимодействовать дальше еще долгое время.

Функция магии - обществ.магия как средоточение силы. Магия исцеляющая, уничтож. врага, укрощ. прир.сил. Природа магии – вера человека в то, что существует причинно следств. Связь ( кровно-родств. Связи – в них существ. все) . Раз человек часть природы он может на нее повлиять. Магия полно опис. у Малиновского. Переход к рулигии – человек разуверился что может все.

Неразрывная связь магии и ритуала. Магические действия осуществл. в ритуале. Ритуал погребения – именно с него начинается наиболее полное осознание потустороннего влияния. В ритуале главное точно его соблюсти. Магия выполняет связующую функцию в общ. И природной системе и помогает ему объяснить систему взаимосвязей и в ней адаптироваться и еще на нее воздействовать, выживание человека.

Симпатическая магия. Взаимодействие двух объектов. Берутся обрезки костей, волос, лепится куклу – ее уничтожают – уничтожение человека.

Согласно Дж.Фрезеру – исследователю магии, симпатическая магия - основана на убеждении в существовании связи между любым предметом реального мира и происходящими в нем событиями. Симпатическая магия включает гомеопатическую (имитативную, подобную) и контагиозную магию (закон соприкосновения (заражения)). Оба принципа относятся к симпатической магии в силу использования одного принципа – передачи воздействия через магическую субстанцию.

Гомеопатическая магия - магия, при которой, воздействуя на предмет при помощи определенных магических процедур, ожидают аналогичного влияния на другой предмет, связанный с первым. Закон подобия. Наиболее известны ритуалы «кукольной» магии. Слепив из воска человекообразную куклу, делающий ритуал маг уверен, что, пронзив сердце куклы иглой, он добьется раны у жертвы.

Однако не всегда используется один принцип магии. Если восковое подобие будет содержать волосы жертвы, кровь, зуб или часть ткани одежды, то есть, то что входило в контакт с «жертвой», то это будет уже использование и контагиозной магии тоже.

Контагиозная магия.Основана на том, что вещи, раз пришедшие в соприкосновение, сохраняют связь на расстоянии. Примером этой магии может быть использование крови, ногтей, зубов, волос в колдовстве разного рода (связь между волосами и ногтями человека и самим человеком).

 

47. Особенности возникновения и характер мифологического сознания.

 

Условия и закономерности возникновения древнего мифологического сознания сводятся к следующим:

- освоение территории, необходимой для безопасного проживания и гарантированного пропитания;

- постоянная угроза "чужого" мира и потребность ценностного самоопределения в "иллюзорной" форме;

- эмоциональная доминантность и неустойчивость психики древнего человека;

- "ночное сознание", складывающееся из переживаний бодрствования и сновидений;

- способность эмоциональной рефлексии (позитивной самооценки) и символического выражения оценок.

Для современного человека мир явлений природы есть главным образом "оно", для древнего человека мир рассматривался как равноправный партнер и участник отношений. Можно выделить такие этапы в развитии древнего мифологического сознания в его отношении к миру:

- мир есть "я", он отождествляется с субъектом сознания, человеком, не различающим границ своего тела и мира (целостное мифологическое сознание);

- мир есть "ты", живой равнозначный и равноправный собеседник, такой же субъект сознания и действия (начало разложения мифологического сознания, потому что человек уже начал отделяться от мира);

- мир есть "оно", инертный объект отношения и действия, познания и преобразования (многомерное рационализированное сознание).