Социологическая школа в антропологии.

Французская Социологическая - одно из ведущих направлений франц. социологии к. 19 - пер. пол. 20 в., основанное Дюркгеймом. Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала "Социол. ежегодник" в к-ром печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс,

Теор. и методол. фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, осн. положения к-рого следующие: выделение социальной действительности как специфич. сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биол. (природа) или психич. (внутр. мир индивида) действительности, принципиально важной, интегративной при изучении человека;

Осн. материалом исследования в работах представителей Ф.с.ш. этого периода стала история и совр, состояние отд. институциональных форм об-ва (церкви, гражд. права, образования) во Франции, однако ряд работ (Ф. Брюно, М. Гране и др.) включался в более широкий контекст истории европ. культуры, философии языка, кросскультурных исследований. Новой для социологии стала и принятая в Ф.с.ш. коллективная организация научной деятельности с распределением обязанностей и активное использование в работах мат. и стат. методов, отд. элементов структурной лингвистики и пр.

Социологическая школа (Дюркгейм, Леви-Брюль) показывает: в каждом обществе существует культура как комплекс коллек¬тивных представлений, которые обеспечивают устойчивость общества; функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей; в каждом обществе существует своя мораль, она динамична и изменчива; переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно, а рывками.

Дюркгейм рассматривал социальную реальность как особого рода бытие, имеющее свой смысл в силу своей особой — коллективной — природы и свои, только ей присущие закономерности, познание которых и составляет задачу социологии. Человека он рассматривал как двойственное, биосоциальное существо, часть сознания которого определяется биологически, а «наиболее высокие формы человеческого духа» — обществом. Совокупность мнений, знаний, способов действия и других явлений культуры составляют, по Дюркгейму, общество. Его компоненты Дюркгейм называет «коллективными представлениями». Они являются продуктом длительного развития общества и принудительно навязываются каждому индивиду.

Леви-Брюль Люсьен (1857 - 1939) - французский антрополог, философ и психолог-позитивист, близкий социологической школе Дюркгейма. Ранние работы Л. посвящены истории философии, особенно анализу творчества О. Конта. опираясь на идею Дюркгейма о социальной обусловленности сознания, выдвинул учение о 2 типах мышления человека: логическом и пралогическом. Оба типа сосуществуют на всех ступенях развития общества, но у людей первобытного общества пралогическое мышление преобладает.

Л. полагал, что поведение человека в примитивных обществах может быть описано с помощью понятия Э. Дюркгейма "социальная репрезентация" и является эмоциональным и мистическим, а не интеллектуальным. В этом лежит основа теории Л. О «дологическом мышлении» первобытного человека, в чем он выступает оппонентом концепции Тайлора, по которой мышление древнего человека столь же логически, как и мышление современного человека.

Например, первобытный человек не понимает идеи причинности, свойственной цивилизованным обществам. Для него не существует ни случайности, ни законов природы. Л. полагал, что логическое мышление свойственно исключительно цивилизации Запада и отказывался признавать существование аналогий между первобытными и цивилизованными обществами. Взгляды Л. оказали значительное влияние на идеи многих мыслителей ХХ : К. Юнга(связь «примитивного» мышления и бессознательного), на социологию знания и познания М. Шелера, структурализм К. Леви-Стросса и др.