Психоаналитический подход к изучению культур.

 

В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур. Обычно при рассмотрении темы "Психоанализ в изучении культур" на первый план выдвигается (и запоминается) фундаментальное значение психосексуального влечения как определяющего мотива истории и Эдипов комплекс в качестве объяснительной концепции межличностного взаимодействия.

В начале XX века продолжением психологического направления в изучении культуры стала психоаналитическая концепция культуры. распространена в качестве эффективного теоретического инструмента объяснения культуры в целом и самого широкого спектра её проявлений. Ёе влияние обнаруживается в содержании многих других направлений современного социально-культурологического знания.

К основоположникам психоаналитического исследования культуры относят, прежде всего, З. Фрейда (1856 – 1939). Именно в его работах сформулированы важнейшие методологические подходы, отличающие это направление исследования культуры от других культурно-антропологических концепций.

 

Культурологическая концепция Фрейда неразрывно связана с его психологическими концепциями, которые выступают в качестве её методологического основания.

В XIX веке психологи исследовали преимущественно изолированные явления. Фрейд в своих работах стремится выявить специфику целых комплексов психологических явлений. Исследователи выделяют известную ограниченность культурологической концепции Фрейда. Прежде всего, недопустимо сводить все многообразие культуры к психологическим особенностям индивида, в первую очередь, патологическим.

Венгерский психоаналитик и антрополог Геза Рохейм ( 1891-1953) . Он применял принципы психоанализа, разработанные Фрейдом, к обобщению и объяснению конкретного этнографического и культурологического материала.

Стремясь объяснить специфику мифологии аборигенов, особенности их ритуалов, Рохейм в качестве основного объяснительного принципа использует фрейдистскую теорию о великом доисторическом конфликте отцов и сыновей. Теоретическая концепция Г. Рохейма представляет собой пример тотального психоанализа культуры.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

Основные положения: Существуют три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное; Личность человека включает в себя три структурных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх – Я»; Культура ограничивает антисоциальные влечения людей и предоставляет вытесненным влечениям некоторые выходы на основе сублимации; Все основные механизмы – средства компенсации человеческой ущербности, результат отказа человека от удовлетворения природных влечений.; Для объяснения происхождения культуры используется биологический закон: индивидуальное развитие организма повторяет главные этапы развития всего вида;

К.Юнг (1876 – 1961)Главное расхождение между обоими учёными касается природы либидо. Фрейд видел в последнем сексуальную энергию, а Юнг творческую жизненную энергию, которая может способствовать личностному росту индивидуума. Подлинной задачей культуры, по мнению Юнга, является индивидуация, т.е. определённое уравновешивание сознательного и бессознательного начал.

Таким образом, аналитическая концепция культуры К. Юнга является оригинальной теорией культур, не во всём принятой сторонниками ортодоксальной науки.