Дополнительная

* Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики права к мировоззрению. Учеб. Пособие. М.: Юрайт, 2000. С. 19-25.

Этика: Энциклопедический словарь /Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. Статьи Вина, Долг, Достоинство, Ответственность, Совесть, Честь, «Этика, или Принципы истинной человечности».

Семинар 3 (2 часа)

Семинарское занятие проводится в интерактивной форме

Справедливость.

Интерактивная форма: разбор конкретной ситуации, основанной на литературном сюжете.

! Торговали люди мукою, маслом, молоком и всякими съестными припасами. И один перед другим, желая получить побольше барышей и поскорее разбогатеть, стали эти люди все больше и больше подмешивать разных дешевых и вредных примесей в свои товары: в муку сыпали отруби и известку, в масло пускали маргарин, в молоко — воду и мел. И до тех пор, пока товары эти не доходили до потребителей, все шло хорошо: оптовые торговцы продавали розничным и розничные продавали мелочным.

Много было амбаров, лавок, и торговля, казалось, шла очень успешно. И купцы были довольны. Но городским потребителям, тем, которые не производили сами своего продовольствия и потому должны были покупать его, было очень неприятно и вредно.

Мука была дурная, дурное было и масло и молоко, но так как на рынках в городах не было других, кроме подмешанных товаров, то городские потребители продолжали брать эти товары и в дурном вкусе их и в своем нездоровье обвиняли себя и дурное приготовление пищи, а купцы продолжали всё в большем и большем количестве подмешивать посторонние дешевые вещества к съестным припасам.

Так продолжалось довольно долго; городские жители все страдали, и никто не решался высказать своего недовольства.

И случилось одной хозяйке, всегда питавшейся и кормившей свою семью домашними припасами, приехать в город. Хозяйка эта всю свою жизнь занималась приготовлением пищи и хотя и не была знаменитой поварихой, но хорошо умела печь хлебы и вкусно варить обеды.

Купила эта хозяйка в городе припасов и стала печь и варить. Хлебы не выпеклись, а развалились. Лепешки на маргариновом масле оказались невкусными. Поставила хозяйка молоко, сливки не настоялись. Хозяйка тотчас же догадалась, что припасы нехороши. Она осмотрела их, и её догадка подтвердилась: в муке она нашла известку, в масле — маргарин, в молоке — мел. Увидав, что все припасы обманные, хозяйка пошла на базар и стала громко обличать купцов и требовать от них или того, чтобы они держали в своих лавках хорошие, питательные, непорченые товары, или чтобы перестали торговать и закрыли свои лавочки. Но купцы не обратили никакого внимания на хозяйку и сказали ей, что товары у них первый сорт, что весь город уже сколько лет покупает у них и что они даже имеют медали, и показали ей медали на вывесках. Но хозяйка не унялась.

- Мне не медали нужно,- сказала она, - а здоровая пища, такая, чтобы у меня и у детей от нее животы не болели.

- Верно, ты, матушка, и муки и масла настоящего и не видала, - сказали ей купцы, указывая на засыпанную в лакированные закрома белую на вид, чистую муку, на желтое подобие масла, лежащее в красивых чашках, и на белую жидкость в блестящих прозрачных сосудах.

- Нельзя мне не знать, - отвечала хозяйка, - потому что я всю жизнь только то и делала, что сама готовила и ела вместе с детьми. Товары ваши порченые. Вот вам доказательство, - говорила она, показывая на испорченный хлеб, маргарин в лепешках и отстой в молоке. - Ваши товары надо все в реку бросить или сжечь и вместо них завести хорошие!

И хозяйка не переставая, стоя перед лавками, кричала все одно подходившим покупателям, и покупатели начинали смущаться.

Тогда, видя, что эта дерзкая хозяйка может повредить их торговле, купцы сказали покупателям:

- Вот посмотрите, господа, какая шальная эта баба. Она хочет людей с голоду уморить. Велит все съестные припасы потопить или сжечь. Что же вы будете есть, коли мы ее послушаемся и не будем продавать вам пищи? Не слушайте ее: она — грубая деревенщина и не знает толка в припасах, а нападает на нас только из зависти. Она бедна и хочет, чтобы и все были так же бедны, как она.

Так говорили купцы собравшейся толпе, нарочно умалчивая о том, что женщина хочет не уничтожать припасы, а дурные заменить хорошими.

И тогда толпа напала на женщину и начала ругать ее. И сколько женщина ни уверяла всех, что она не уничтожить хочет съестные припасы, что она, напротив, всю жизнь только тем и занималась, что кормила и сама кормилась, но что она хочет только того, чтобы те люди, которые берут на себя продовольствие людей, не отравляли их вредными веществами под видом пищи; но сколько она ни говорила и что она ни говорила, ее не слушали, потому что было решено, что она хочет лишить людей необходимой для них пищи.

(Лев Николаевич Толстой. Три притчи)

 

ü Обменяйтесь мнениями по поводу этой ситуации. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое справедливость?

2. Что с Вашей точки зрения является несправедливостью?

3. Что в данной ситуации справедливо? Объясните.

4. Что в данной ситуации несправедливо? Объясните.

5. Почему потребители, даже догадываясь об обмане, тем не менее не переставали покупать некачественные продукты?

6. Как Вы думаете, можно ли считать обман справедливой компенсацией за те риски, который несет всякий, кто занимается торговлей?

7. Почему толпа верит купцам, а не хозяйке? Согласны ли Вы, что толпа, по выражению немецкого философа Карла Ясперса, превращает людей в муравейник? Объясните.

8. Какой правовой механизм предотвращения подобных ситуаций существует сегодня?

9. Вы часто сталкиваетесь с несправедливостью?

10. Как Вы считаете, справедливое общество – это реальность или утопия?