Борьба науки и религии в Древнем Мире

Спутник атеиста. М., 1959. СС. 284-287.


Первые ростки научного знания

В первобытном, а в значительной степени и в рабовладельческом обществе зачатки научного знания являлись составной частью производственной и житейской практики людей. «Производство идей, представлений, сознания, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» (Соч., т. 3, стр. 24). В интересах практики и в неразрывной связи с нею развивались геометрия и инженерное искусство древнего Египта. Таким же образом совершался прогресс математики в древней Индии, астрономии и медицины в древнем Китае. Задолго до нашей эры китайцы научились делать порох, бумагу, фарфор, создали календарь, которым многие народы пользуются и поныне. Теснейшее единство зачатков науки и практики обусловило то обстоятельство, что первые научные представления древности неизбежно носили стихийно-материалистический характер.

Именно на основе таких представлений, практического опыта и благодаря тонкой наблюдательности выдающиеся мыслители рабовладельческой эпохи смогли положить начало материалистической философии, подойти к постановке крупнейших проблем теоретического естествознания. Так, наблюдая образование облаков и превращение их в воду, греческий философ Анаксимен (VI в. до н. э.) заключил, что воздух (т. е. нечто материальное) суть первооснова мира. Заметив известное подобие между устройством рыб и человека другой греческий философ Анаксимандр (ок. 610-546 до н. э.) предположил возникновение жизни в море и происхождение человека от животных. Наблюдая структуру тел и изменения состояния вещества Демокрит, Эпикур и римский философ Лукреций Кар разработали атомистическое учение.

Первые успехи научного знания окрыляли народы древнего мира внушали им уверенность в своих силах, вооружали против мистического преклонения и страха перед стихиями природы. Выражением всего этого явилась легендарная фраза Архимеда: «Дайте мне место, на которое я мог бы встать, и я сдвину Землю».

Конечно, первые научные представления о природе были нередко еще очень приблизительными, наивными, во многом ошибочными. Но они, как правило, не включали в себя ничего сверхъестественного мистического, фантастически искажающего действительность. Извращенное понимание мира и явлений, происходящих в нем, привносилось лишь под влиянием религиозных взглядов. В этом, как и в открытой борьбе против научных представлений, сказывалась тормозящая роль религии в формировании и развитии науки и материалистического мировоззрения.