Реферат Курсовая Конспект
Религия и наука в контексте культуры - раздел Культура, Религия И Наука В Контексте Культуры ...
|
Религия и наука в контексте культуры
Содержание
Введение
1. Происхождение и ранние формы религии
2. Структура религии
3. Наука как культурный феномен
Вывод
Список литературы
Введение
На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад.
В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь.
Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.
Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира.
Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.
Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.
Структура религии
Структурный подход к исследованию религии является частным случаем применения структурного метода к анализу социокультурных объектов. Структура религии изменяется вместе с динамикой религии и культуры. В структуре развитой религии выделяют религиозное сознание, деятельность, институты и организации.
Вывод
Эдуард Тейлор, известный английский исследователь первобытной культуры, задавался вопросом: существуют ли на земле или существовали когда-нибудь прежде племена людей, у которых совсем не было бы никаких религиозных понятий? В своей книге «Первобытная культура», в которой собрано огромное количество мифов самых различных народов мира, автор сделал вывод: нет, наука не знает таких племён.
У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30 - 40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый - это археологические находки, и среди них - немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй - это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч лет назад.
Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм,синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм (МОНОТЕИЗМ).
К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни не обрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
В настоящее время, наряду сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности. (РАСТАФАРИАНСТВО)
Список литературы
1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998.
2. Гордиенко, Н.С. Сущность религии и ее исторические формы / Н.С. Гордиенко. – СПб., 1995.
3. Зубов, А.Б. История религий: курс лекций. Кн.1. Доисторические и неисторические религии / А. Б. Зубков. – М., 1997.
4. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.1. - М., 2004.
5. Иллюстрированная история религий: В 2т. /Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. - М., 1992.
6. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2003.
7. Мень, А.В. История религии : в 2 кн. Кн.1 / А. В. Мень. – М., 1998.
8. Миронова, М.Н. Религия в системе культуры / М.Н. Миронова, И.Ф. Кефели // Социально-политический журнал. – 1996. – № 1. С. 77–96.
9. Малерб М. Религии человечества. - М.-СПб, 1997.
10. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. С.А. Токарев. - М., 2004.
11. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2004.
12. Рапов, О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII веков: Принятие христианства / О.М. Рапов. – М., 1998.
13. Станкевич, И.Л. Первобытное мифологическое мировоззрение и культовая практика / И.Л. Станкевич. – Ярославль, 1994.
14. Фейнберг, С.Л. Наука, искусство и религия / С.Л. Фейнберг // Вопросы философии. – 1997. – № 7. – С.54–63.
15. Энциклопедия для детей. Т.6. ч.1. Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. - М., 2002.
Наука и религия: они дружили с самого детства…
29 Июнь 2011 | Автор: admin | Комментариев нет »
Говорят: в споре рождается Истина. Но почему-то до сих пор Истина рождает споры…)
…детства человечества, разумеется. В древнем мире наука и религия не толкались локтями, не кричали друг на друга визгливыми голосами: только мы знаем правду, нет, это мы расскажем вам, как было дело!..
В мифах древнего мира природа и космос пронизаны божественным сиянием и силой. Небесный пантеизм ничуть не мешал трезвым наблюдениям за небесами и утонченным математическим вычислениям. К 1400 году до нашей эры китайцы определили, что в году 365 дней; в древней Индии сложилась десятичная система исчисления. Древние греки подарили человечеству Евклидову геометрию, Птолемееву схему солнечной системы и Аристотелеву классификацию живых существ, которая верой и правдой служила биологам до самого Дарвина.
И ни одно из этих достижений не нанесло серьезного урона обстоятельной и исчерпывающей религиозной картине мира. Буддисты, например, вообще не занимались изучением природы, полагая, что она неустойчива, непостоянна и, по существу, иллюзорна. Ислам добился больших успехов в алгебре, геометрии, оптике и философии. Но ученые мусульмане не касались физики — движения, причинно-следственных связей и так далее. Это осталось в ведении Аллаха и в афоризмах Аристотеля, чьи труды они хранили и затем передали христианам.
Древняя наука не посягала на бастионы религиозного мировоззрения. В принципе, ученые вообще должны были бы поставить памятник религии — ведь именно религия стала повивальной бабкой экспериментальной науки. Миф о сотворении мира, который предлагала Библия, заставил ученых задуматься: если Вселенная создана разумным богом, то она должна быть разумно и рационально устроена. С другой стороны, Вселенная, созданная из пустоты, из ничего, могла оказаться случайной, неупорядоченной (ведь по большому счету Бог использовал только одну из бесконечного количества возможностей). Вывод прост: нельзя постигнуть законы мироздания одной только силой мысли, логикой или верой. Зато эти законы можно открыть экспериментальным путем. Таким образом, произошло разделение владений науки и религии: первая отвечала на эмпирические вопросы “что?” и “как?”, а вторая настойчиво спрашивала “почему?”. Наука отвечала за “механизм”, а религия — за “духовность”.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава первая
РЕЛИГИЯ, НАУКА И ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
(по изданию: Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В.
Проблемы системного анализа культуры. Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2003. С. 43-126)
Использованная литература
1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.
Развитие науки и техники в новое время
Поворот гуманизма
Гуманизм Возрождения стал рассматривать человека прежде всего в его земном предназначении. Свобода человека стала характеризовать его земное бытие, поставила перед ним потребность в осознании этого бытия и практическом использовании приобретенных знаний. Возникла необходимость в естествознании, которое не замедлило явиться, сначала в форме механики, а затем - и других наук.
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Самые опасные религиозные секты в мире
Александр Булочкин, DELFI
04 август 2011 16:53
Шрифт:
Коментарии: (4)
Темы:
· религиозные организации
· |
· религиозные секты
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
· — Аделаджу и его посольство могут запретить
· — В Индонезии запрещена религиозная секта
· — Сектанты захватили парк в Тернополе, возомнив себя посланниками Богоматери
· — Свидетели Иеговы зверски убили иноверца
DELFI собрал организации, которые смогли здорово запудрить мозги людям.
Белое братство
В 1990 г. в Киеве Марина Цвигун объявила себя Матерью Мира Марией ДЭВИ Христос. "Белое братство" обещало скорый Страшный Суд - в ноябре 1993 г. По призыву своих лидеров члены секты 11 ноября проникли в собор Святой Софии, где закрылись и стали совершать моление.Там они планировали совершить массовое самоубийство, но ОМОН ворвался в собор. Лидеры секты были арестованы. Марина Цвигун была осуждена на 4 года колонии общего режима.
Предисловие к изданию
Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» — это основной закон, который регулирует правоотношения в области прав гражданина на свободу совести и свободу вероисповодания, а также правовое положение религиозных объединений.
Разработка и принятие Закона о свободе совести и о религиозных объединениях происходили в условиях широкой общественной дискуссии и активного подключения к этой дискуссии международных неправительственных организаций.
Последовавшая после принятия закона правоприменительная практика потребовала внесения в 2000-2010 гг. некоторых редакционных изменений, не изменивших архитектуру закона, но дважды существенно расширивших возможности религиозных организаций.
Так, в 2008 г. были внесены изменения, давшие право учреждениям профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждениям) реализовывать на основе лицензий образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и в случае получения аккредитации выдавать документы государственного образца о соответствующем уровне образования. В 2010 г. изменения потребовались в связи с принятием Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЭ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Рост общественной роли религиозных организаций в России и значения религиозного фактора в современном мире способствовали росту интереса юристов, адвокатов, представителей религиозных организаций и иных институтов гражданского общества к вопросам совершенствования как правоприменительной практики, так и норм Закона о свободе совести и о религиозных объединениях. Общественно дискутируемыми стали вопросы преподавания в школах «Основ религиозных культур и светской этики», введения института военного духовенства, запрета по суду как некоторых религиозных объединений, осуществлявших экстремистскую деятельность, так и религиозной литературы, признанной экстремистской, наконец, передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
С.А. Попов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаци.
Какие-то приторные названия… И неужели люди ведутся на это?
- К человеку подходят и спрашивают: «А вы хотите, чтобы был мир во всем мире». Конечно, он ответит, что хочет, дальше завязывается беседа, завершающаяся предложением: приходите к нам. Содержание этой беседы может быть разным, грубо говоря, обработка человека идет в зависимости от культа секты.
Ирина Михайловна, и кому в наш прагматичный век можно внушить, что толпа неизвестных людей вдруг полюбила конкретного человека?
- К сожалению, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с тем, что в секты попадают студенты. Определенный процент составляют домохозяйки и пожилые, обделенные вниманием близких, люди. Адепты сект в основном женщины. Число мужчин незначительно, у них несколько иной склад ума. Пожалуй, только в секте сатанистов больше парней, начиная с подросткового возраста. Сатанисты «отмечаются» актами вандализма, будь то битье стекла или разрушение надгробий.
Известны ли факты, когда в эту секту приходили люди, страдающие, к примеру, онкологическими заболеваниями?
- Приходили, а болезнь между тем прогрессировала. Онкология – психосоматическое заболевание, и лечить его нужно в комплексе: душа и тело. Тело стоит доверить классической медицине и чем раньше, тем лучше. Что касается души, то как говорила Фаина Раневская, если пациент хочет жить, врачи бессильны. Но если человек по каким-то причинами полюбил болезнь, растворился в ней, то помочь ему затруднительно.
- В детективах пишут, что сектанты не только заботятся о своем духе - молятся, но и работают на общину…
- Могу привести для примера режим жизни одной из деструктивных сект. В 4-5 часов утра – подъем, моление. С восьми утра до шести вечера – распространение литературы, вербовка новых адептов. С семи до девяти вечера – литургия. В девять – трапеза, затем медитация, в полночь – отбой, но только для тех, кто не остается на ночные бдения. Это такой вид наказания, который можно сравнить с армейскими нарядами вне очереди.
Что мы видим? Такой режим жизни: ограничение в питании, сне, многочасовая медитативная практика создают общую разбалансировку организма, что по большому счету разрушает человека как личность и истощает физические силы.
- Ирина Михайловна, мне кажется, нельзя не коснуться коммерческих сект. Признаюсь, в одну из них по наводке приятельницы я и сама записалась. Приобрела несколько раз косметику для себя и подруги, бизнеса не собиралась на этом делать. Совершенно не понимала дамочек, которые тусовались в сервисном центре часами, иногда спихнув детей в комнату с игрушками. Все такие доброжелательные, с приклеенными улыбками… Быстро разочаровавшись в косметике, перестала ее покупать. Несколько раз мне звонили, пытались вызвать разные эмоции, но я умею говорить нет. Однако наблюдаю за двумя знакомыми распространительницами и вижу, что они деградируют в своей основной профессии, но и «золотого» директорства не предвидится. Их мужья и дети давно питаются исключительно пельменями и сосисками, хотя раньше все было по-другому. Дамочки какие-то рассеянные, необязательные…
- Вы очень точно обрисовали картину: они уже ничего не видят в жизни, кроме товара и клиентов. Распространяемую продукцию они рекламируют с настойчивостью параноика. Приобретается зависимость от этой деятельности, бренда, что приводит к нарушению структуры характера, а в итоге к неврозам и психозам.
- Этих распространительниц можно встретить везде. И некоторые из них умеют создать эффект толпы: одна купила на триста тысяч, вторая решит не отстать, а третья и миллиона не пожалеет. Потом локти будут кусать…
- В таких случаях нельзя высмеивать покупательницу, мол, что ты на ерунду тратишь деньги, а попробовать достучаться до ее сознания: ты уверена, что тебе это действительно нужно и важно? Самостоятельно принимаешь решение или ты кем-то ведомая?
Коммерческие секты сперва хотят залезть в кошелек, затем забрать душу. С позволения сказать, духовные – наоборот. Как уберечься от сладких речей вербовщиков?
- Развивать критическое мышление. Учиться самостоятельно принимать решения, а не идти на поводу у кого бы то не было. Вербовщиком ведь может быть не только человек с улицы, но и знакомый, коллега, друг, родственник. Подумайте, прежде чем один раз посетить мероприятие, на которое так любезно, приправляя многообещающими комментариями, зазывают сектанты. Иначе возникает большая вероятность, придя в секту, больше из нее не вернуться. Мнимое чувство комфорта и безопасности, всеобщая любовь и принятие – те уловки, та наживка, которую предлагают учредители сект, чтобы получить от приверженцев самое дорогое, что у них есть: это даже не деньги или имущество, это – их воля.
Если вы понимаете, что вы или кто-то ваш близкий завяз в деструктивной организации, немедленно обращайтесь к специалистам. Только так можно избежать негативных последствий воздействия на психику человека деструктивного влияния сект.
– Конец работы –
Используемые теги: Религия, наука, контексте, культуры0.069
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религия и наука в контексте культуры
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов