Религия и атеизм в древней Индии

Уже в четвертой книге древнеиндийских преданий (Вед) говорится о ритуале, подчиняющем человека единому божеству, и о культе брахманизма. Этот последний породил впоследствии специфические религиозные верования - буддизм, ламаизм, индуизм (см. стр. 27-47). Все они мистифицировали, извращали познавательный материал, который имелся в древнеиндийских преданиях и наивно философских воззрениях. Естественно, что прогрессивные мыслители того времени выступали против возникавшей религиозной догматики, мешающей развитию науки. Однако их взгляды фальсифицировались проповедниками религии и искоренялись церковью при поддержке эксплуататорских классов. Древнеиндийские материалисты VII-VI вв. до н. э. доказывали ненужность и бессмысленность обожествления древних книг (Веды, Махабхарата), отмечая три основных порока, присущих всем «священным» писаниям: ложь, противоречия и излишние повторения. Среди основателей этого стихийного материализма и атеизма особенно известно имя Уддалака, сына Аруны. Он отстаивал наличие общего материального начала мира, которое порождает три элемента: огонь, воду и землю. Правда, под влиянием религиозных представлений Уддалака наделял материю сознанием, мыслью, желанием, рассматривал огонь, воду и землю как своеобразные, наделенные волей божества. Однако он вовсе не считал необходимым учреждать в их честь культ и молиться им.