Борьба науки и религии в античном мире

Высокого развития достигает атеизм в античной Греции и древнем Риме. Первые греческие философы-материалисты вместе с Гераклитом (ок. 530-470 гг. до н. э.) были твердо убеждены в том, что мир не создан никем из богов или людей. Гераклит высмеивал поклонение статуям, отвергал обрядность, культ мертвых, критически относился к религиозному учению о душе.

Крупнейший древнегреческий философ Демокрит (ок. 460—370 гг. до н. э.), именем которого В. И. Ленин называл всю материалистическую линию в истории философии, безоговорочно отвергал веру в загробную жизнь. В специальном сочинении на эту тему он характеризовал такую веру, как лживые сказки, достойные глупцов. Однако Демокрит еще не решался отрицать религиозный ритуал (гадания, предсказания), местных (полисных) богов, а также допускал влияние богов, хотя и не вечных, на способности человека и его болезни.

Большую роль в развитии древнего атеизма сыграли взгляды замечательного греческого врача и мыслителя, «отца медицины» Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н. э.). Он смело отстаивал научное знание против религиозных предрассудков, связанных с болезнями, провозглашал несовместимость медицинской науки с религиозными взглядами. Гиппократ полностью отрицал божественное происхождение заболеваний, в частности эпилепсии, считавшейся «священной» болезнью. Ученый решительно выступал против «очищений и заклинаний», которыми пытались лечить эпилептические припадки. Он высмеивал магов и осуждал ритуальные обряды.

Критика религии и разоблачение деятельности проповедников религиозных взглядов, разумеется, не устраивали эксплуататорские классы, не говоря уже о самих церковниках. Поэтому преследование передовых философов и ученых было уже тогда нередким явлением.

За насмешки над религиозным культом и обрядами жрецы и их слуги заочно осудили на смерть древнегреческого философа-материалиста Диагора с острова Мелоса, известного под именем Атеиста (середина V в. до н. э.). Афинские жрецы и правители оклеветали и назвали нечестивыми известных древнегреческих философов Анаксагора (ок. 500-428 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Они же за скептическое отношение к вере в богов приговорили к смертной казни философа Протагора (481-411 гг. до н. э.), а затем добились смертной казни Сократа (489-399 гг. до н. э.) за отрицание им местных (полисных) богов.

Особенно усиливается религиозная реакция в эпоху эллинизма, когда обострились противоречия внутри рабовладельческого строя. И прежде всего проповедники религии выступали против новых научных открытий. Так, преследованиям подвергся Аристарх Самосский (конец IV в.- первая половина III в. до н. э.), предвосхитивший создание гелиоцентрической системы мира. Реакционеры требовали привлечь ученого к суду за то, что «он сдвинул с места центр Вселенной».

Однако, несмотря на все препятствия и трудности, материалистическая и атеистическая линия Демокрита нашла достойных продолжателей в лице Эпикура (ок. 342-270 гг. до н. э.) и его верного последователя - древнеримского поэта и материалиста Лукреция Кара (ок. 99-55 гг. до н. э.). Последний написал знаменитую философскую поэму «О природе вещей», где подробно изложил учение Эпикура, нарисовав также незабываемый образ этого мыслителя:

«И ни молва о богах, ни молньи, ни рокотом грозным Небо его запугать не могли, но, напротив, сильнее Духа решимость его побуждала к тому, чтобы крепкий Врат природы затвор он первый сломить устремился».

Религия, говорил Лукреций Кар, всегда побуждала людей к преступлениям, несправедливости и изуверству. Мрак и ужасы мира должны быть рассеяны не религиозными проповедями, а изучением и толкованием законов природы.

Атеизм Эпикура и Лукреция высоко ценили К. Маркс и Ф. Энгельс. Они подчеркивали, что Эпикур «...был подлинным радикальным просветителем древности, он открыто нападал на античную религию, и от него ведет свое начало атеизм римлян, поскольку последний у них существовал. Поэтому Лукреций и прославлял Эпикура как героя, впервые низвергнувшего богов и поправшего религию, поэтому же у всех отцов церкви, от Плутарха до Лютера, Эпикур слывет безбожным философом» (Соч., т. 3, стр. 127).

Рекомендуемая литература

Антология мировой философии. В 4-х томах. М., 1969.
Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.
Владимиров С.В., Волков В.А. Разум против догмы. М., 1982.
Васильев А.В. По следам "святых" преступлений. М., 1988.
Дешнер К. Криминальная история христианства. Кн. 1, 2. М., 1996, 1999.
Гольбах П., Гельвеций К., Дидро Д., Ламеттри Ж. Да скроется тьма! М., 1976.
Черный туман. Выдающиеся мыслители, ученые, писатели, общественные деятели о реакционной сущности религии и церкви. М., 1976.
Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. М., 1990