Гуманитарные науки в эпоху Возрождения

Как идейно-культурное движение в эпоху Возрождения сформировался гуманизм (лат. humanus — человеческий) — система взглядов, выражающих признание человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми. Изучение человека, его психологии и морали, а также изучение общества оказались в центре внимания образованных людей того времени.
Совместимы ли идеи гуманизма с принципами власти?
Этот вопрос занял центральное место в гуманитарных концепциях эпохи Возрождения. Наиболее яркое развитие вопросы политики и морали получили в теоретических построениях Никколо Макиавелли ( 1469 — 1527), который считается основоположником политологии как науки.
Макиавелли принадлежал к старинному дворянскому роду. Генеалогия семейного клана Макиавелли восходит к древним итальянским маркизам. Его предки и по отцовской, и по материнской линии оставили значимый след в истории Флоренции, часто избирались на самые высокие должности в республике. По семейной традиции сферой применения своих сил Макиавелли избрал государственную службу. С 1498 г. и в течение последующих 14-ти лет он бессменно занимал должность секретаря Второй канцелярии Флорентийской республики и одновременно секретаря комиссии, ведавшей военными и дипломатическими вопросами. В 1512г. после переворота, который вернул власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре и выслан в свое поместье близ Флоренции, где и написал большую часть своих произведений. Политическая тематика стала главной для Макиавелли-теоретика, известного прежде всего такими трудами, как «Государь», «О военном искусстве», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия».
Оценка творчества Макиавелли подчас носит противоречивый характер. Блестящий философ, знаток античности, крупнейший драматург и литератор своего времени, дипломат, имевший доступ к государственным тайнам, Макиавелли заслужил скандальную славу якобы коварного, беспринципного, жестокого политика. Так ли это?
Как истинный представитель эпохи искусства Макиавелли взирает на общество так же ясно и беспристрастно, как художник взирает на натуру. В своем наиболее знаменитом сочинении «Государь» он излагает принципы, согласно которым действовали многие из великих в истории. Но не справедливы ли они и теперь? Вот цитаты из «Государя» Макиавелли.
Никколо Макиавелли
«… Благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более. И пусть даже государи не боятся навлечь насебя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя; и наоборот: выглядит как порок, а наделе доставляет
государю благополучие и безопасность».
«Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами; во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать ко второму».
«… Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание… А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оставался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить».
«Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое не может».
«Лучше убить, чем грозить: грозя — создаешь и предупреждаешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно. Лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают отдельные лица, милосердие же ведет к беспорядку».
«Лучше быть скупым, чем щедрым. Щедрый обирает многих, чтобы одарить немногих, скупым же недовольны немногие».
«Лучше внушать страх, чем любовь: любят государей по собственному усмотрению, боятся — по усмотрению государей. Мудрому правителю лучше рассчи-* тывать на то, что зависит от него».
«Гибельно и опасно оставить в живых государя, лишенного престола».
«Для укрепления государства нужно время от времени наводить ужас и трепет на граждан, истребляя всех, кто кажется правителю подозрительным и вредным».
«Самое главное для государя — постараться всеми своими поступками создавать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся».
Стоит ли комментировать эти рекомендации?