Жан Кальвин

Мы назвали эпоху Возрождения эпохой искусства. В творчестве Макиавелли литература, быть может, впервые так явно выступает как метод исследования общественных проблем, что вполне соответствует духу эпохи. Что же касается диктаторов, тиранов, вероломных политиков и прочих, кто якобы пользуется идеологией Макиавелли, то большинство из них приходят к выводам философа, так сказать эмпирически, по своему разумению, даже не зная о существовании блестящего деятеля эпохи Возрождения. Так что скорее следует воздать должное уму и искренности Макиавелли, чем осуждать его.
Одним из ведущих политических движений эпохи Возрождения явилась реформация (лат. reformatio — преобразование, перестройка). Реформация возникла в Германии как протест против католицизма в сложившейся к началу эпохи Возрождения форме. Начало реформации положил профессор Виттенбергского университета доктор богословия Мартин Лютер (1483 — 1546). В основе учения Лютера — тезис о том, что верующие не нуждаются в церкви с ее сложной иерархией, образами, монашеством, службами, иконами и другими атрибутами. Все это, по мнению Люте-ра, привнесено человеком. Истинно верующему не нужен посредник в виде церкви. Он должен обращаться к Богу, используя только Священное Писание или «чистое слово Божье». Лютеранство стало в Германии равноправной католицизму религией с 1555 г. после войн католиков с лютеранами и заключения Аугсбургского религиозного мира. Приверженцев Реформации стали называть протестантами с тех пор, когда несколько германских князей в 1529 г. подали императору протест против монополии католичества и за свободное решение вопроса о выборе религии своих подданных.
В борьбе католицизма и лютеранства возникло одно из наиболее радикальных религиозно-политических течений Реформации — кальвинизм. Основоположником этого течения стал Жан Кальвин (1509 — 1564), который основал в Женеве новую церковь. Строгая этика кальвинизма предписывала культ трудолюбия, предприимчивости, деловой честности, верности слову и соглашению, личный аскетизм. Центральная идея кальвинизма — абсолютное предопределение судьбы человека Богом. В XVI — XVII вв. кальвинизм как разновидность протестантизма распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии и Англии.
Интерес к античному наследию возродил и идеи коммунизма, намеченные Платоном в «Государстве». Первые теоретические основы коммунизма, в которых развивалась идея общности имущества всех граждан (не только высших сословий, как у Платона), были заложены в трудах Томаса Мора (1478 — 1535) и Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639).