В чем состоят основные различия между наукой и религией?

В целом различия между наукой и религией можно свести к следующему: наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Религия представляет то, что восходит к смыслу нашего существования. Религия интересуется смыслами и ценностями человеческого бытия, его этическими, нравственными и эстетическими компонентами. Религия отвечает на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления, которых нет и быть не может в науке.

Наука отвечает или, скорее, пытается отвечать на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как она существует, функционирует, развивается. Для этого она формулирует законы, основываясь на результатах экспериментального или теоретического исследования. Эти законы выступают как бы в качестве регуляторов, определяющих формы существования и развития воспринимаемой действительности. Религия интересуется теми вопросами, которые не могут быть ответами на вопрос “как?”, но “почему?” и “зачем?”. Почему этот мир устроен так, а не иначе? Зачем мы живем? Эти вопросы выходят за пределы того, что связано с объективно фиксируемой реальностью, что наблюдаемо или непротиворечиво мыслимо. Вопросы, которые интересуют религию, - это вопросы цели, вопросы смысла, вопросы ценностей, вопросы пределов человеческих переживаний, вопросы, приводящие нас к Абсолюту, к той или иной идее Бога (см. Таблицу ).

Если источником научного знания выступает представление об объективной действительности, существующей вне и независимо от нашего сознания, то источником религиозного знания, переживания, миропредставления становится то, что мы называем сверхналичным бытием, откровением. Откровение - это сверхъестественное знание, данное человеку свыше. Источником может выступать либо пророк (Моисей, Мухаммад, Иисус Христос, Будда- в истории великих монотеистических религий), либо сам Абсолют, Бог, воплотившийся на Земле, или непосредственно явившийся в этот мир и декларирующий то, что он хочет донести до человека. Откровение не подлежит критическому суду Разума, так как, то, что мы получаем через него, является высшей, абсолютной информацией, которую человек должен принимать на веру.

Известно изречение Тертуллиана - "верую, ибо абсурдно". Паскаль объявлял неизвестность и непостижимость сущностными элементами религии. Кьеркегор описывал религиозную жизнь как величайший "парадокс". Любая попытка умаления этого парадокса означала бы отрицание и разрушение религиозной жизни.