Томмазо Кампанелла

В 1516 г. было опубликовано сочинение английского юриста Т. Мора «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона». Книга написана в форме диалога, участниками которого являются мореплаватель Рафаэль Гитлодей и Томас Мор со своим другом. Мореплаватель рассказывает о различных народах и странах, в том числе и об острове Утопия. Термин «утопия» принадлежит Мору и в переводе означает «несуществующая страна» или «благословенная страна». Описывая Утопию, автор касается вопросов управления, занятий обитателей острова, их отношений друг с другом, пишет о рабстве, о супружестве, о религиях утопийцев. Мор полагает, что общество является результатом заговора богачей, а государство — их орудием. Утопия живет прекрасной, блаженной жизнью благодаря избавлению от частной собственности. Жителям неведомы излишества и роскошь. Рабами становятся те, кто допустит позорный проступок, или те, кто осужден на казнь за злодеяние. Мор, в противоположность Макиавелли, считал обязательным для правителей и государственных деятелей соблюдение общепризнанных норм морали. Не случайно термин «утопия» получил свое современное значение.
Мор был казнен за отказ дать присягу королю Генриху XIII как главе церкви, и поскольку пострадал за веру, католическая церковь в 1886 г. канонизировала автора «Утопии».
Ранние идеи коммунизма получили дальнейшее развитие в произведениях доминиканского монаха Т. Кампанеллы. За участие в подготовке к восстанию итальянцев против испанского ига в Каламбрии Кампанелла был заключен в тюрьму и провел там около 27 лет. В тюрьме им был написан ряд литературных произведений, среди которых знаменитое сочинение «Город Солнца» (издано в 1623 г.). Жители Города Солнца решили «вести философский образ жизни общиной». Труд почетен, воспитание связано с производственной деятельностью. Традиции общества, как и у Платона, распространяются и на брачно-семейные отношения. Ячейка общества не семья, а бригада. Жизнь обитателей Города Солнца строго регламентирована: одинаковая одежда, общественная столовая с одинаковой пищей; питаться все отправляются военным строем. Во главе Города стоит верховный правитель — Метафизик — всесторонне образованный человек. Ему помогают три соправителя, представляющие три ветви власти: Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость — руководит наукой), Мор (Любовь — управляет воспитанием, деторождением,сельским хозяйством, производством). Сила, Мудрость и Любовь — три важнейших атрибута бытия. Четырем высшим должностным лицам подчинены руководители, ведающие узкими специальностями (экономист, геометр, поэт и т.д.). В Городе предусмотрено общее собрание всех жителей старше 20 лет. Оно проходит дважды в лунный год. ,
Несмотря на противоположность взглядов Макиавелли и Кампанеллы, почти во всех вопросах они сходятся в одном: народ в их общественных моделях не участвует в управлении государством, не определяет политику, а лишь оценивает ее.
В эпоху Возрождения начинается период первоначального накопления капитала, активизируются товарно-денежные отношения. Эти факторы в совокупности с великими географическими открытиями и захватом колоний привели к исследованиям в области экономики. Возникает первая в истории экономической мысли школа, впоследствии получившая название меркантилизма. Представители этой школы рассматривают деньги как абсолютную форму богатства. Нация тем богаче, чем больше золота она имеет. Золото же накапливается только путем добычи или в процессе торговли. Не вдаваясь в теоретический анализ, представители меркантилизма сосредоточились на практических рекомендациях по увеличению богатства. Ранние меркантилисты считали действенными административные меры (запреты, наказания и т.д.). Представители позднего меркантилизма делали ставку на экономические меры, то есть такие, которые способствуют достижению активного торгового баланса (преобладание экспорта над импортом). Подробно эти меры, а также средства к их осуществлению описаны влиятельным английским купцом Т. Манном (1571 — 1641).
Экономическая политика, предлагаемая Т. Манном, в дальнейшем получила название протекционизма, или политики защиты национального рынка. Меркантилисты считали, что экономические интересы наций взаимно антагонистичны, поскольку в мире имеется фиксированное количество ресурсов. Они не стеснялись лозунга «разори соседа». Меркантилисты указывали, что импорт должен состоять из сырья и полуфабрикатов, а экспорт — из конечного продукта.
Очень интересно отношение меркантилистов к богатству и роскоши. Богатые бездельники необходимы и полезны обществу потому, что их потребности развивают изобретательность, расширяют производство, порождают спрос на услуги, а следовательно, дают работу беднякам, развивают торговлю, а значит, приносят нации деньги. Расточительность — порок, он вредит человеку, но не обществу. Жадность же вредит и человеку, и обществу. Политика меркантилизма проводилась по всей Европе на протяжении XV — XVIII вв. в период становления абсолютистских государств и создания их национальной экономики. Эта политика порывает с традиционными для средневековья представлениями о справедливой цене, нравоучительными догмами и т.д. и выражает подлинные закономерности экономического развития.