В чем суть дилеммы знания и веры в современную эпоху?

 

Дилемма знания и веры, науки и религии вновь утратила в наши дни свою однозначную очевидность. И вновь, как это не раз бывало на изломах истории, человек стремится обрести свой путь к Истине. Но похоже, что на этом пути вопросов у нас значительно больше, чем ответов.

Кризис природы, общества, личности, перед лицом которого мы оказались, несмотря на многочисленные предупреждения наиболее глубоко мыслящих представителей человечества, поставил под сомнение ряд устоявшихся в нашем столетии ценностей как внутри самой науки, так и в иных сферах общественного сознания. Как выяснилось, сама по себе наука еще не является панацеей от всех бед, а ее рекомендации нуждаются в дополнительной этической и эстетической корректировке. Утрата природного чувства гармонии по отношению к миру и к самому себе грозит человечеству неминуемой катастрофой. Обожествляемая им техногенная цивилизация фетишизирует искусственную среду обитания, а к естественной обращается лишь затем, чтобы нарастить свою собственную мощь и силу. Результаты всего этого видны сегодня, как говорится, “невооруженным глазом”. Бертран Рассел еще в 50-е гг. ХХ в. отмечал, что "наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившаяся водителей, - слепо, безрассудно, без определенной цели".Другим проявлением кризисного мироощущения стало негативное отношение к религии.

В мировоззренческой сфере совокупности утверждений о мире науки и Церкви практически не имеют точек соприкосновения. У науки нет средств и способов работы с запредельным, потусторонним миром религиозного переживания, поэтому независимо от его признания или непризнания на личностном уровне того или иного ученого этот мир для серьезного научного исследования как бы закрыт. Для науки существуют лишь две тесно связанные между собой сферы: чувственно воспринимаемый мир опыта и возникающая в процессе его освоения область интеллектуального, в которой нет места ни чуду, прерывающему неразрывную причинно-следственную цепь взаимосвязанных явлений наблюдаемого мира, ни в целом сверхъестественному.

Религиозное же сознание не может не быть связанным с сотворенным, созданным высшими силами миром наличного бытия хотя бы потому, что живет и действует непосредственно в нем. Религиозное сознание в глубине своей не интересуется тем, как устроен мир, ограничиваясь в этом отношении самыми общими мифологическими схемами его происхождения. Самодовлеющая направленность всех его побуждений - идея спасения. Но это означает, что сфера реальных интересов и действий религии в этом мире, - прежде всего этическая и духовная, что также находится за пределами науки, как формы объективного знания, проявляясь лишь в глубоко личностной области переживаний настоящего ученого.

Наука и религия как взаимодополнительные области общественного сознания служат, или призваны служить, человеческому благу в высоком смысле этого слова, но заняты они решением разных вопросов. На основании проведенного нами сравнительного анализа выделим ряд наиболее существенных отличительных признаков науки и религии как феноменов культуры (см. Таблицу ).