Культура и человек; культура и деятельность

Взаимоотношения культуры и человека представляют собойцелое проблемное поле, ибо обе его составляющих образуют диалектическое единство.

Человек создает и транслирует культуру, но и есть ее производное. Через нее он постигает самого себя, свое место и предназначение в мире. К тому же в центре сложной композиции, включающей метафизическое и мировоззренческое ядро связей и взаимодействия человека и культуры, лежит его творческая природа, бесконечно сложная по определению. Для их познания уместны методы и достижения всех отраслей науки, любых ее дисциплин, которые могут оказаться полезными в приближении к истине.

Сейчас широкое распространение получили приемы анализа, рассматривающие культуру и человека в разных аспектах: в их единстве как систему либо по отдельности — в качестве структуры или функции оной или функционирования частей структуры; как процесс деятельности; как отношения управления, руководства и подчинения; подразделяющие объект изысканий на три уровня — практический, практически-духовный и духовно-теоретический.

Взаимоотношения культуры и деятельности глубоко диалектичны. Личность реализует себя только благодаря деятельности. Это специфическое отношение к миру заключается в его автономном (т.е. таком, где она сама вырабатывает для себя пла-

ны и осуществляет их) целесообразном изменении и преобразовании ею.

Деятельность — субстрат культуры, ее носитель и субстанция истории человечества, ибо основа деятельности природна. У человека она отличается наличием не только повторения, но и качественного роста, а также внеприродных, общественных и культурных, факторов.

Значит, культура но отношению к деятельности представляет высшее, регулирующее и направляющее через совокупность норм начало. Она — внебиологически выработанный способ, технология деятельности. Последняя, не будучи одухотворена культурой, перестает отличаться от функционирования животных.

Но культура, в ее слитности вещественных и нематериальных продуктов, тоже выступает результатом деятельности, включая смыслы, среди которых надлежит различать рациональные и духовные. К первым относятся наука, техника, политика, право и т.д. — все, что непосредственно связано с материальными потребностями, рассудком, количественными оценками, расчетами. Ко вторым — религия, философия, мистика, художественное творчество.