Хозяйство зиждется на постулатах, ориентированных на получение ординарных благ. Поскольку в их достижении человек не может обойтись без производства и обмена, экономическая активность, не будучи абсолютно вынужденной, допускает условное ее разделение на «страдательный» (вынужденный) и свободный виды. Последний вид деятельности как добровольная трата энергии происходит тем не менее под определенным давлением обстоятельств, прежде всего потребности в продуктах труда.
В их получении участвует предприятие — институциональная организация совместных усилий по упорядоченному добыванию благ. Как таковое оно является признаком цивилизации, который позволяет людям обеспечить себе надежную перспективу стабильной жизни. Итеративный автоматизм объединенных действий ведет к развитию техники. Ее же идеал — индустрия благ, обходящаяся без человеческих затрат. Поэтому прогресс делает бизнес все более похожим на комплекс одних орудий труда.
Любое предприятие удачно при наличии у его организатора предприимчивости. Это относится не только к промышленникам, но и к артистам, политикам, военным... Предпринимательство — деятельность, которая на основе риска запускает,
предприимчивости — организует, ответственности — стабилизирует, на основе личной заинтересованности —- развивает получение материальных или духовных благ.
Однако бизнесмен инициирует, развивает и закрепляет все вышеназванное именно в сфере производства и обмена. Благодаря этому он есть один из источников и устроитель цивилизации. Религия побуждает к ее строительству. Политика создает механизм концентрации и распределения сил. Искусство развивает навыки и демонстрирует достижения. Право фиксирует нормы отношений. А предпринимательство — опора цивилизации, физически созидающая и обустраивающая ее.
Смысл бизнеса в современном значении понятия заключается в получении максимального эффекта при минимизации затрат. Поэтому он возникает в определенной исторической ситуации, под влиянием эволюции вероучений, нравственности, юриспруденции, политики, которые в иных обстоятельствах способны стать препятствием на пути экономических отношений.
Религиозная эпоха рассматривает хозяйство как жизненную необходимость и средство реализации высшего смысла. Мораль понимает его как долг. Стадия культуры акцентирует традиции, строгую регламентированность операций, устойчивую репутацию и наследственность дела. Цивилизация придает хозяйству самоценность и самодостаточность под контролем экономической целесообразности. Политическая обусловленность обслуживает задачи власти, лишает хозяйство рациональности, отделяет его от человека, превращая либо в функцию технологического цикла, либо в реликтовую форму квазиискусства.