Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта

Религия Шумера — наиболее древняя из известных нам по аутентичным письменным источникам. Естественно, что мы обнаруживаем в ней большое значение доставшегося ей еще от первобытной стадии культа покровительствующей плодородию богини-матери. У каждого города она была своя. Но от шумеров дошли и первые упорядоченные и структурированные сведения о Сотворении мира и Всемирном потопе.

Уже у них царь почитался божественным сыном в том буквальном смысле, который был раскрыт нами выше. По всей Месопотамии поклонялись также богам неба (Аи), земли (Энлиль) и воды (Энки). Было и свое умирающее и воскресающее божество — Думузи (Таммуз). Однако, поскольку идея справедливости в Междуречье была связана, очевидно, с богом Солнца (для эпохи Вавилона, во всяком случае, мы это можем смело утверждать), заупокойный культ и вера в загробный мир не приобрели в шумерских верованиях того значения, как у египтян.

Все бытие последних было насквозь пропитано ярко выраженным сакральным мироощущением. Так, они считали, что их страна создана богами, которые сначала и правили ею, а затем (прежде чем появились фараоны) передали свои прерогативы полубогам. Это проясняет, почему духовная и земная власть были нераздельны в течение всей независимой истории Египта: не только коллегии и верховные служители культов играли ключевую роль в жизни его общества, но и сами фараоны были его верховными магами. Заодно мы получаем один из основных аргументов в пользу точки зрения, что светское управление выделилось в самостоятельную задачу из круга обязанностей главного жреца, с которым оно изначально было неразрывно слито. Получаем и объяснение того, почему многие до сих пор не отделяют власть от мистики, а она подыгрывает им, окружая себя и привлекая их своим ореолом.

Египетские боги-творцы уничтожили первоначальный хаос,создали мир, а также все, что окружает человека, все его знания и полезные занятия, включая ремесла и искусства. Идля начала они утвердили в нем божественный Порядок и Истину, оперев на них космическую гармонию. Представление о ней какоснове основ, олицетворяемой богиней Маат, организовало вокруг себя всю религию и культуру Египта, задав им вектор неутомимой нацеленности на специальную заботу о сохранении всеобъемлющего баланса и стабильности.

Интересно, что мы встречаемся с рефлексиями веры в ведущую силу всеобщего равновесия и в других регионах планеты, и